Примерное время чтения: 4 минуты
3522

Имитация реинтеграции

Вадим Самодуров.
Вадим Самодуров. Из личного архива

На этой неделе с официальным визитом к президенту США Дональду Трампу должен явиться украинский руководитель Пётр Порошенко. Встреча пройдёт на фоне появившейся в СМИ новости о новом плане Киева по реинтеграции Донбасса. В нём детально должен быть прописан порядок получения пенсионерами ДНР и ЛНР украинских пенсий, снижены ограничения на торговлю и провоз грузов через линию разграничения. В «народных республиках» подобный план рассматривать уже отказались.

Будет действительно очень смешно, если в российском экспертном сообществе или среди политиков появятся те, кто клюнет на эту наживку. Цель раскрутки данного инфоповода — демонстрация добрых намерений перед американской администрацией. Особенно после того, как полторы недели назад постпред США при ООН Никки Хейли включила Украину в число стран, где права человека соблюдаются меньше всего. Американское руководство стоит на следующей довольно простой позиции: Минские соглашения должны быть выполнены. Будет какая-то действенная альтернатива им — пожалуйста, предлагайте. А до тех пор, господа украинцы, будьте добры, выполняйте то, что есть, но особенно давить на вас мы не собираемся, у нас тут вопросы поважнее: Сирия и война с исламским терроризмом. Кстати, стоит напомнить, что приход Трампа в Белый дом был ознаменован переходом США с безвозмездной помощи на кредитование военных поставок Киеву.

Впрочем, американцы способны заглотнуть наживку. Но лишь на время, пока не выяснится, что возобновлять выплату пенсий жителям Донбасса Киев не собирается: для этого сначала надо восстанавливать банковскую сеть. И торговую блокаду снимать — тоже. По той простой причине, что это вызовет выступления украинских радикалов, которые не преминут воспользоваться шансом и обвинят власть в сдаче национальных интересов. Помимо этого, на то, что украинская сторона не собирается всерьёз относиться к реинтеграции давно потерянных территорий, указывает и прорабатываемый СНБО проект введения прямого военного управления подконтрольных Киеву частей Донецкой и Луганской областей.

Это ярчайшее проявление двойственности игры на публику и реального отношения к проблеме. Порошенко, оппонирующие ему политики, олигархи, военные, политологи — все прекрасно понимают, что возвращение Донбасса вряд ли когда-нибудь состоится. Потому что там полноценная государственность, отнюдь не лояльное Киеву население и граница с Россией. Но прямо взять и сказать, что они признают особый статус Донбасса, готовы отвести войска, провести амнистию и выборы, властелины украинской державы не могут. Кому охота испытывать судьбу и вызывать на ринг людей, организованных в боевые порядки и имеющих оружие на руках?

Украинская власть очень неустойчива, и тот факт, что она всё ещё держится, — заслуга самой России, не сделавшей решительных попыток дестабилизировать ситуацию, и западных стран (США, Германии, Франции), которые в той или иной форме поддерживают режим Порошенко как буферный против России. Поддерживают, но осознают, что он миллион раз несовершенен и имеет мало общего с провозглашаемыми ими принципами верховенства демократии и права.

АТО в ближайшее время не закончится. Об этом в Раде прямо заявила сама Ирина Луценко, представитель президента Украины в парламенте: «Закон о реинтеграции Донбасса направлен на усиление способности защиты и обороны государства в зоне АТО». Единственное, что может и должна делать Россия в сложившейся ситуации, — это напоминать Западу об опасностях поддержки украинской власти. Начиная от политических рисков разгула украинского национализма на пограничных с соседями территориях и кончая потенциальной экологической катастрофой, способной затронуть и Россию с Европой.

Пока же всё говорит в пользу того, что история с «реинтеграцией» станет повторением предыдущего плана по возвращению Донбасса «мягкой силой», который был объявлен премьером Владимиром Гройсманом осенью прошлого года. Предлагаемые льготы смехотворны, а торговле с мятежным регионом мешают вооружённые и способные на многое радикалы. Повода же утверждать, что Порошенко прогнулся под чьим-то давлением, американским или российским, нет. Чтобы нынешний украинский президент «капитулировал» (а выполнение Минска-2 для него равноценно капитуляции), нужно гораздо больше, нежели переход США на кредиты или запуск ДНР собственной гуманитарной программы.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах