Первичная задача - выяснить, где на трассе президентской гонки могут оказаться выбоины и крутые повороты. В документах, которые эксперты готовят для президентской кампании, много говорится о ситуации в губерниях. Региональное отставание рассматривается как одна из угроз национальному суверенитету.
Сколько за?
В том, что сама победа неминуема, мало кто сомневается. Но в условиях слабого экономического роста Кремль проявляет скромность. Никто не претендует на «северокорейские показатели». По сообщениям СМИ, достойным результатом будет считаться 70% за. Сюрпризов тоже не ожидается. Выдвиженцы «оппозиции» получат свои «успокоительные» проценты и рассядутся по привычным откидным местам. Главный «забияка», который мог бы нарушить красоту политического пейзажа, А. Навальный, выбыл из игры. И не только потому, что «самый справедливый суд в мире» лишил его такой возможности, подвесив на условной судимости, Кремль успешно перехватил главное знамя Навального - борьбу с коррупцией. По свидетельству «Левада-центра», число его сторонников с 2010 г. снизилось втрое. На предстоящих выборах Навального готовы были бы поддержать 10%. Для знака «почётный оппозиционер» достаточно. Для власти - не угрожающе.
Тревогу центра вызывает не разрозненная либеральная оппозиция, не коммунисты, не единороссы, не «яблочники», а регионы. Казалось бы, в глубинке «народ безмолвствует». Но, по мнению социологов, социальная апатия тем и опасна, что в отличие от видимого недовольства она чревата непредсказуемыми всплесками. И порой достаточно незначительного повода, ошибки, бестактности местных властей, чтобы дремлющий вулкан стал выбрасывать пепел.
«Хрущёва на мясо!»
Классический пример - новочеркасские события 1962 г. Причиной бунта рабочих стало тогда повышение цен на мясо и масло на 30% при одновременном увеличении норм выработки. Однако искру высекло не это. Вышедший к недовольным рабочим директор завода безапелляционно заявил: «Ели пирожки с мясом - теперь будете есть с ливером». На следующий день рабочие пришли к горкому КПСС с плакатами «Хрущёва на мясо!». Дело кончилось стрельбой по толпе, вводом в город танков, последующими судами и посадками.
В советской прессе новочеркасские события не получили никакого освещения. Московские диссиденты, узнав, по слухам, о расстреле рабочих, говорили на кухнях о «кровавой оттепели». Правда всплыла лишь при М. Горбачёве.
Уроки новочеркасских событий, очевидно, были учтены при погашении конфликта в Пикалёво. В город оперативно прибыл В. Путин (тогда в качестве премьера). Нерентабельным предприятиям были выделены деньги, погашены долги за горячую воду и отопление. Уволенных рабочих вернули на перезапущенные предприятия. Конфликт был погашен мирно.
Пикалёвские столкновения в отличие от новочеркасских были усвоены властями как важный урок. Пришло осознание того, что техническая отсталость предприятий, особенно характерная для регионов, чревата социальными конфликтами. Столкновение в Пикалёве было порождено хищнической эксплуатацией полученной в ходе приватизации собственности. Вкупе с жадностью и стремлением к наживе без границ эти особенности новых собственников являются миной замедленного действия. Эксперты подсчитали, что русские мультимиллионеры посредством разного рода схем ежегодно незаконно прикарманивают более триллиона рублей, а заводская Россия ржавеет и разоряется.
Русские парадоксы
Парадокс русского сознания в том, что 65% наших граждан считают, что они живут в передовой, развитой стране, тогда как на самом деле больше половины регионов находятся в зоне социального и экономического риска. Эксперты Высшей школы экономики подсчитали, что спад производства продолжается в 62 из 85 регионов. Авторитетное международное рейтинговое агентство S&P в своём недавнем докладе предупреждает, что к 2018 г. каждый четвёртый российский регион может оказаться на грани финансового кризиса.
На недавнем инвестиционном форуме в Сочи Д. Медведев пытался задать дискуссии позитивную тональность. «У России, - говорил он, - есть все возможности стать одной из ведущих технологических держав мира», «В стране возрождается психология страны-лидера». В окружении В. Путина придерживаются более сдержанных оценок. А. Кудрин на том же Сочинском форуме приводил другие факты: доля инновационной продукции в нашей экономике ничтожно мала. При объявленном 10 лет назад плане довести её до 40% сегодня она составляет всего 9%.
* * *
Череда недавних встреч В. Путина с губернаторами дала возможность уточнить зоны и факторы риска. По поручению президента под критический мониторинг попадут не только губернаторы, но и более 40 крупных компаний, работающих в регионах. На рекламных плакатах они выглядят чуть ли не спасителями Отечества. На деле же их поведение далеко не всегда отличается высокой социальной ответственностью. Многие предприниматели, нахватавшие дешёвой собственности в ходе приватизации, ссылаясь на кризис, начинают преднамеренно банкротить предприятия, «кидать» работников и присматриваться к «видам на жительство» в иных краях. А государственные дотации, отпускаемые на цели развития в регионах, оказываются в карманах губернских хищников.
Запуская в преддверии президентских выборов мониторинг положения дел в регионах, Кремль стремится смягчить накопившиеся социальные диспропорции. Время, оставшееся до президентских выборов 2018 г., может стать не только временем трезвых оценок состояния России, но и временем действий. От активности власти в период 2017-2018 гг. в значительной мере будет зависеть политический и моральный климат в стране в дальнейшем.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции