Соцопросы показывают — больше всего нас в Европе не любят в Британии, Нидерландах, Швеции и Дании (от 85% до 70% населения). А лучше всего относятся на Кипре, в Болгарии, Греции, Словакии (симпатизируют от 60 до 75%).
Георгий Бовт, публицист, политолог:
— Список «друзей и недругов» с годами не меняется. Так, по данным Pew Research Center, во Франции как 15–20 лет назад около трети относились к России положительно, так и относятся (при 55–58% относящихся негативно). Шведы нас недолюбливали что при Петре I, что при Путине: индекс симпатий на уровне 16%, хотя мы у них ничего даже не отняли за последние 200 лет. И только Германия пережила в 2010 г. рост симпатий к России (50%), а затем — резкое охлаждение (теперь более 60% немцев относятся к нам негативно).
Многое зависит от человека — насколько он следит за политикой, смотрит политические ток-шоу. При встрече с живым русским такие люди будут находиться под влиянием услышанного по ТВ. А есть те, кому плевать на политику. Они знают про Россию только то, что там президент Путин. Некоторые, возможно, бывали в Питере и считают, что это красивый город. На этом их отношение к России заканчивается. А дальше начинается отношение к русским туристам. Как они себя ведут, купаются ли пьяными в бассейне или, наоборот, ведут чинный образ жизни — на всё это обращают внимание. Сказывается и историческое прошлое. Например, в Болгарии, несмотря на периодические скандалы, к нам относятся хорошо. Помнят Шипку, не иначе. А Польша как была недружественной, так ею и остаётся. Не изжились из памяти ни русско-польские войны, ни три раздела Польши.
Влияют на восприятие и скандалы, хотя скандал скандалу рознь. Вмешательство в выборы в США, хакерские атаки — всё это «где-то далеко» и мало задевает простых европейцев. Другое дело, когда Россию обвиняют во взрывах складов с оружием непосредственно в самой Европе. Не повлиять на мнение о нас тех же чехов это не может. Нашей стране в этом случае остаётся лишь максимально честно и открыто излагать свою позицию. А нам это не всегда удавалось.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции