aif.ru counter
30.11.2016 00:02
10242

Есть ли кролики в шляпе президента?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 48. Кому выгодно переписать историю? 30/11/2016
Вячеслав Костиков.
Вячеслав Костиков. © / АиФ

Подготовка президентского послания - процедура крайне сложная. Ведь главе государст­ва приходится выступать с ним каждый год, и для президента крайне важно, чтобы эта процедура не превращалась в рутину. Послание - важный сигнал и для элиты, и для чиновничества. Будучи пресс-секретарём и помощником президента Ельцина, я имел возможность наблюдать за процессом работы над посланием с близкого расстояния и видел, как непросто даётся этот документ. Ельцин требовал от помощников, чтобы в послании было «что-то новенькое», «что-то громкое». Иначе, справедливо замечал он, люди «пропустят его мимо ушей», а пресса, пошумев для приличия пару дней, отправит его в исторический архив.Послание Федеральному собранию хотя и называется президентским, но это не значит, что его пишет сам президент. Глава государства даёт ориентиры, тональность. И именно от этого зависит, по какой траектории будет двигаться страна в течение года. Будет ли заявлен тренд в сторону большей свободы и замирения с Западом или граждан ожидают «закручивание гаек» и новый виток информационной войны. Элементы для послания (факты, цифры, идеи) приходят в Кремль из всех министерств и ведомств. Но окончательные акценты, естественно, расставляет сам президент, исходя из собственного понимания обстановки в стране и мире и из той закрытой информации об истинных (а не телевизионных) настроениях россиян, которой он обладает. Ни для кого не секрет, что общественное мнение замеряют не только известные всем социологические службы. «Температуру» страны фиксируют и специальные службы и передают президенту, что называется, «в одном экземпляре». Иными словами, президент имеет возможность знать нюансы настроений не только «широких слоёв населения», но и «сливок общества». Ведь одно дело (вспомним об Улюкаеве), что элита говорит в его присутст­вии, а другое дело - когда ситуацию в стране «перетирают» в узком кругу «старых товарищей». Хорошо помню, как вскоре после того, как меня назначили пресс-секретарём Ельцина, ко мне заглянул один из знатоков кремлёвских секретов и научил, как определять, когда включается прослушка, а когда телефон «чист». 

Нюансы речи…

«Феномен Трампа» в Америке показал, что настроения «широких слоёв» далеко не всегда соответствуют замерам социологов и репортажам СМИ. Социологи часто улавливают лишь громкие звуки и пропускают мимо ушей ворчание народной глубинки. Кто ещё совсем недавно мог предположить, что Великобритания, занимавшая одно из самых влиятельных мест в Европе, заболеет «брекзитом»? Английские социологические службы проморгали подспудные настроения больших групп населения. 

Как известно, практику ежегодных посланий Федеральному собранию ввёл Б. Ельцин. И уже тогда в круге его помощников были скептики, считавшие эту форму политической работы  малоэффективной. Послания, утверждали его критики, из года в год «жуют одну и ту же резину» и повторяют прописные истины о необходимости «усилить», «развить», «обратить особое внимание». Вспомним хотя бы послание Б. Ельцина от 16 февраля 1995 г. Называлось оно очень актуально - «О действенности государственной власти в России». Сколько лет прош­ло с тех пор? «Действенности власти» ждут по-прежнему многие. О необходимости «превратить Россию в сильное, эффективное государство» неоднократно говорил в своих посланиях и В. Путин. Однако Россия, к сожалению, зарастает бюрократическими сорняками. Скажет ли В. Путин об этом?

Понятно, что в новом послании в той или иной форме будет высказана уверенность в «светлом будущем». Ведь в этом отчасти и состоит работа президента. Успокаивать народ, внушать надежду.  

Выбор ресурсов

Послание президента готовилось в сложной ситуации. Пусть и с большим замедлением, но до «широких слоёв» стала доходить глубина экономического кризиса. Его прочувствовали уже три четверти россиян. По данным Института социального анализа и прогнозирования, люди всё больше обеспокоены тем, что страна переживает не временные, а долгоиграющие трудности. В ряде регионов уже нет денег на индексацию социальных пособий. Социологи фиксируют возвращение старой советской болезни: люди начали запасаться продуктами впрок. 

Люди стали понимать, что патриотическая риторика не ускоряет экономического роста, не улучшает жизнь, а используется группой лиц в качестве ресурса карьерного роста. 

«Феномен Трампа» в США и казус с «брекзитом» в Великобритании выявили ещё одну проблему госуправления, которая касается и России. И, может быть, даже в большей степени России, чем США. Речь идёт о том, насколько элита слышит и понимает то, о чём думают низы. Прикладывал ли Владимир Владимирович ухо к «русской глубинке» или, внося свои нюансы в текст послания, он руководст­вовался мнением записных аналитиков? Ведь не секрет же, что в России «ближайшее окружение» (такова уж у нас традиция) чаще думает о том, чтобы угодить начальству, чем огорчить его неприятной правдой.

Будем надеяться, что президент, готовя своё послание, имел возможность воспользоваться всей полнотой информации, а «ближайшее окружение» не утаило от него (как от Б. Ельцина при выборах 1996 г.) теневых сторон развития России. Россияне в подавляющем большинстве (85%) сохраняют веру в президента, и это даёт В. Путину возможность говорить правду. Россия ждёт от президента не ритуального ельцинского «я верю», а путинских действий. Есть ли у Владимира Владимировича секретный кролик, которого он вытащит из президентской шляпы и покажет народу?

Фото: Коллаж АиФ/ Андрей Дорофеев

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Оставить комментарий (238)

Самое интересное в соцсетях

Загрузка...

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество