В былые годы к приходу в Москву пассажирских поездов с Украины на перроне Киевского вокзала всегда скапливалась толпа. Украинцы, зная о любви москвичей к Киевскому торту, привозили в подарок знаменитую круглую коробку. Встречающие ликовали. Сегодня киевский перрон пустует. Нет ни тортов, ни улыбок.
О чём говорить?
Последние события в Киеве - бунт Саакашвили, попытка реанимировать майдан, раздрай в стане украинских силовиков и прокуратуры вокруг антикоррупционной политики, разговоры об импичменте Порошенко, трения Киева с Европой - свидетельствуют о том, что обстановка в стране остаётся крайне нестабильной, «текучей». А, как известно из учебников политологии, нестабильность создаёт предпосылки для перемен. Но чего здесь больше - надежд или иллюзий? Есть ли о чём говорить?
Слов нет - единство веры и истории располагает к преодолению раскола. С обеих сторон есть понимание и того, что разрыв экономических связей наносит обоюдный ущерб. Но нужно понимать и то, что церковный раскол между Москвой и Киевом - всего лишь одно из следствий более широкого геополитического разлома между Россией и Украиной. К сожалению, политические раны не зарастают. Они (говоря словами Черномырдина) «чешутся» всё сильнее и сильнее. Контакты сведены к минимуму. Посольства фактически не работают. Нет прямого авиационного сообщения. Желающим добраться до Украины приходится лететь до Минска и там садиться на поезд. Фактически не работает почтовая связь. В Москве почтовые отделения принимают денежные переводы на Украину, но до адресатов они не доходят. Киевские националисты активно вытаптывают русскоязычное информационное поле. Сокращается площадка культурного общения. Украинцы ещё продолжают массово приезжать в Россию на заработки. Но Киев пытается заблокировать и этот канал и грозит разорвать даже железнодорожное сообщение. Логика киевских властей укладывается в простую формулу: чем хуже, тем лучше.
Для кого лучше?
На Украине и в России нарастает чувство усталости от ежедневного взаимного «бодания» в СМИ. Почти 70% граждан РФ перестали следить за событиями на Украине, и лишь 5% верят в то, что дело идёт к примирению, а вот о возможности обострения говорят 40%. Растёт чувство отчуждения с обеих сторон. Мизерны надежды и на «международное урегулирование», в частности на размещение миротворцев ООН в зонах конфликта. Лишь треть жителей России считают, что «это поможет», и почти половина думают, что это пустые слова.
Казалось бы, что экономические трудности как на Украине, так и в России должны бы подталкивать обе стороны к поиску решений. Ведь экономики двух стран, несмотря на разрывы, продолжают оставаться совместимыми. Но проблема в том, что Порошенко сегодня просто не может позволить себе даже мигнуть в адрес Москвы. Радикалы тут же обвинят его в предательстве. Национализм в Киеве вышел из допустимых берегов. И если на первых порах Порошенко рассматривал его как инструмент укрепления власти, то сегодня он стал его заложником.
Маски майдана
Майдан 2014 г. (по аналогии с тем, что произошло в России в 1917 г.) выплеснул на поверхность общественной жизни Украины не только националистов, но и толпу люмпенизированного населения. Национализм стал для этой группы людей бесплатным пропуском в «высшие слои общества». Более того, агрессивный национализм стал для выдвиженцев майдана орудием выдавливания из власти тех украинцев, которые были настроены на сотрудничество с Россией. После начала событий на юго-востоке Украины (АТО) эта совершенно новая сила обрела не только политический вес, но и военную закалку, и оружие.
Ситуация усугубляется тем, что кроме «военной закалки» и националистической вседозволенности у этой новой силы других навыков нет. И это очень хорошо просматривается в Верховной раде Украины. Так же как и лидеры большевиков, выведя в 1917 г. на политическую сцену «крестьян в солдатских шинелях», уже не могли не считаться с этой тёмной массой, так и окружение Порошенко сегодня не может не считаться с «героями АТО». На этом фоне русофобия становится всё более востребованным политическим товаром.
Нашли друг друга
Другой фактор, препятствующий восстановлению отношений между Киевом и Москвой, - всё возрастающая зависимость киевской власти от США. В своей антироссийской риторике Киев и Вашингтон буквально «сливаются в экстазе». Интерес обоюдный. Киев видит в США (при заметном охлаждении Европы) главного финансового и политического спонсора. В Вашингтоне же активно используют кипящий котёл Украины для давления на Москву. И неслучайно новый посол США в России Джон Хантсман в одном из первых же интервью российской прессе заявил, что «любой шаг к восстановлению нормальных отношений между США и Россией будет проходить через проверку Украиной». Чтобы сохранять этот инструмент давления (и повод для расширения санкций), Вашингтон и в обозримом будущем будет окармливать Киев. Было бы большим преувеличением говорить, что Вашингтон подталкивает Киев к войне с Россией, но и способствовать нормализации русско-украинских отношений он не будет.
* * *
В ближайшее время выхода из явно патовой ситуации не просматривается. События последних дней в Киеве показывают, что население в массе своей не хочет нового майдана. Призыв Саакашвили «Киев, вставай!» эффекта не произвёл. Побузить вместе с ходящим по крыше Саакашвили вышли несколько сот человек, но сталкиваться лбами уже мало кто хочет. События, по мнению аналитиков, будут развиваться по вялотекущим сценариям и будут зависеть (если власть не наделает глупостей) прежде всего от экономической ситуации в стране. Ощутимого роста не ожидается. Но и краха не предвидится. Украина «нащупала дно» и многие годы может балансировать в режиме «стабилизации». Москве остаётся ждать и думать о собственной экономике.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции