Очевидно, что свои дебаты с Хиллари Клинтон Дональд Трамп проиграл. Впрочем, история США знает примеры, когда проигрыш первых дебатов не мешал политику выиграть выборы. Избиратели готовы простить кандидату многое, если он говорит что-то важное для них. А на первых дебатах новое и важное исходило только от Трампа. Так, например, для пенсионеров было озвучено то, чего до него никто и никогда не говорил — про политизированность центрального банка, про его главу Джанет Йеллен, удерживающую процентные ставки на искусственно низком уровне, близком к нулевому. В экономике, существовавшей до финансовой катастрофы 2008 года, американские пенсионеры полагались не только на пенсии, но и на проценты по вкладам. Пусть большинство имело и весьма скромные накопления, но при ставке, скажем, 5% годовых это было хоть какое-то подспорье. Затем его не стало. Предельно низкая ставка была оправдана, пока экономика восстанавливалась. А в этом году ФРС искусственно прижимает ставку. А кандидатуру Джанет Йеллен кто предложил? Правильно, Обама, и назначение состоялось благодаря голосам демократов.
Клинтон против Трампа: основные цитаты первых президентских дебатов
Также Трамп сказал, что союзники США, в первую очередь Япония, Южная Корея, Саудовская Аравия, должны вносить более весомый вклад в военные расходы. С такой трибуны этого ещё никто не озвучивал. К слову, когда стало понятно, что победу в дебатах эксперты присудили Клинтон, японские рынки сменили движение вниз на движение вверх и закрылись с хорошим плюсом...
Только Трамп говорил на дебатах о необходимости пресечь нелегальную иммиграцию, лишающую американцев рабочих мест. В Мексике валютные дилеры услышав о результате дебатов, подняли курс песо.
Трамп, конечно, остался недоволен модератором дебатов, поскольку тот не поставил перед Клинтон несколько очевидных вопросов, неудобных для нее (в том числе про филантропический фонд Клинтонов). Но дело не только в этом. Когда модератор (афроамериканец, многоопытный ведущий вечерней новостной программы на канале Эн-Би-Си) увидел, что в последней части дебатов Трампа понесло, он просто самоустранился. Трамп даже имел неосторожность эмоционально возразить модератору — тот и на это промолчал. Плохо справился с ролью? Вряд ли. Скорее, дал возможность Трампу наговорить себе проигрыш. И Трамп расстарался, к досаде своих сторонников.
Первая. В пас с Клинтон сыграла либеральная «Нью-Йорк Таймс». Во время дебатов Хиллари вдруг пустилась в рассуждения — а почему это Трамп не публикует свои налоговые декларации? Перечислила несколько причин, в том числе — «а может, он не платил федеральные налоги». Проходит несколько дней, и — какое совпадение! — газета публикует его налоговую декларацию за 1995 год: банкротство и 916 млн долл. убытков! Газета также высказала предположение, что в счет этих убытков Трамп не платил федеральные налоги в течение следующих 18 лет. Это вполне законно — в счет прошлых убытков списываются текущие прибыли. Да, но возникает другой вопрос: что это за блестящий бизнесмен, который умудрился прогореть на почти миллиард?!
Впрочем, «тяжеловесы» в команде Трампа — это политики, подошедшие к своим тупикам. Кристи заканчивает свой второй губернаторский срок и не может баллотироваться на третий, плюс к этому на нем сохранились отнюдь не янтарные брызги громкого скандала, связанного с его штатом; возраст Джулиани вряд ли позволит ему рассчитывать на новую выборную должность; Гингрич помоложе, но он вовсе не настолько популярен, чтобы избраться на что-то сопоставимое с прежней должностью. То есть Трамп — это их последняя надежда занять высокие посты. Без него как президента — забвение. А вот среди глав 100 крупнейших корпораций (уж это точно бизнесмены) ни один пока не высказался в поддержку Трампа (главы одиннадцати корпораций поддержали Клинтон). Если Трамп такой блестящий бизнесмен, то где же поддержка со стороны большого бизнеса?
Кроме того, Трамп зачем-то ввязался в пререкания по поводу одной из бывших «Мисс Вселенная» (её упомянула Клинтон — в укор Трампу — в ходе первых дебатов). Сейчас настали времена почти полного торжества феминизма. Осталась одна непокоренная высота — президентский пост. Когда Трамп вспоминает, что он называл эту победительницу «мисс поросеночек» и т. д. — это очень контрпродуктивно. Девушка была из латиноамериканской страны, завоевала титул, и решила, что может баловать себя тем, чего ей явно не хватало в детстве. Располнела, и это действительно могло стать проблемой для Трампа как для организатора конкурса. Она же должна была отрабатывать вложенные в конкурс деньги — отрабатывать участием в рекламе. Да, но зачем сейчас самому вспоминать такой эпизод из прошлого? И без того у него проблемы что с избирателями-женщинами, что с избирателями — выходцами из Латинской Америки.
Так что если отвлечься от программ кандидатов, от симпатий и антипатий — позиции Трампа пока ослабевают.
Данные телефонных опросов — за кого проголосует избиратель — сильно разнятся в зависимости от того, как ставится вопрос: о двух главных претендентах или обо всех, кто внесен в избирательные бюллетени. Ведь кандидатов на самом деле четыре — помимо двух главных есть еще кандидаты от либертарианцев и «зеленых».
Возьмем опросы телевизионной корпорации Си-Би- Эс. В сентябре Клинтон и Трамп набирали по 42%, если избирателям предлагалось меню из четырех кандидатов. После первых дебатов Трамп остался на том же уровне, а Клинтон получила 45%. Если же избирателям предлагался выбор только из двух кандидатов, то результат складывался такой: 49% у Клинтон и 42% у Трампа.
Два других кандидата набирали в последних опросах в сумме 11-12%, что для американских предвыборных кампаний довольно-таки много. Именно это и является одним из главных факторов, затрудняющих прогнозирование результатов предстоящих в ноябре выборов. В общем и целом для избирателя не очень психологически комфортно голосовать за заведомо непроходного кандидата. Конечно, если по каким-то причинам и Клинтон, и Трамп настроят против себя совсем много избирателей, то тогда голосование за «неглавных» кандидатов станет чем-то вроде протестного. Ведь и Клинтон, и Трамп по популярности и так уступают кандидатам из прошлого, причем не только недавнего.
Если исходить из того, что за оставшиеся несколько недель ни Клинтон, ни Трамп не сделают каких-то непоправимых ошибок, то результат определят во многом именно те избиратели, которые не спешат определиться и «прячутся» среди либертарианцев и «зеленых». А определяться они будут по результатам всех трех дебатов. Как и те демократы и республиканцы, которые еще не решили — а не пропустить ли эти выборы. Наконец, может оказаться нетипично много республиканцев, проголосующих за Клинтон, и демократов, проголосующих за Трампа.
*Автор много лет проживает в США.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции