Примерное время чтения: 23 минуты
1749

Эксперт: спастись от гриппа можно... на улице!

В конференции участвуют: Шамшева Ольга Васильевна

C наступлением холодного сезона, мы все, так или иначе, готовимся к эпидемии гриппа. На данный момент уровень заболеваемости превысил эпидемический порог в некоторых субъектах РФ, в столице показатели в норме, но, учитывая быстроту передачи инфекции, прогнозы не радуют оптимизмом. Особенно уязвимы к действию вируса дети. Их иммунная система несовершенна и не всегда может справиться с начавшимся заболеванием. Поэтому риск тяжелого течения и осложнений у маленьких пациентов гораздо выше, чем у взрослых людей.
Можно ли обезопасить своего ребенка от гриппа? Как отличить симптомы гриппа от ОРВИ? Помогают ли прививки в борьбе с инфекцией? Как правильно лечить свое чадо от вируса? На эти и многие другие вопросы 10 ноября ответила главный специалист по инфекционным болезням у детей Департамента здравоохранения г. Москвы, профессор Ольга Васильевна Шамшева.

Ответы:
Шамшева Ольга Васильевна 10:19 11/11/2011
Ведущий конференции: Друзья, добрый день! Мы находимся в пресс-центре «Аргументы и факты». Меня зовут Наталья Кожина и у нас с вами всего 30 минут для того, чтобы задать свои вопросы главному специалисту по инфекционным заболеваниям у детей Департамента здравоохранения г. Москвы Ольге Васильевне Шамшевой. Здравствуйте, Ольга Васильевна. Спасибо большое, что Вы к нам пришли. Ольга Шамшева: Здравствуйте! Ведущий конференции: Перед тем, как мы приступим к вопросам наших читателей, мне бы хотелось спросить об обстановке в столице, уже есть случаи заболевания гриппом у детей? Ольга Шамшева: Сейчас наблюдается некоторый подъем заболеваемости респираторными инфекциями, но еще незначительный. Ведущий конференции: То есть паниковать еще рано, потому что у нас есть вопросы читателей, которые говорят, что в других городах, например, в Нижнем Новгороде, уже начался грипп, и у них легкая паника. То есть дела обстоят не так плохо? Ольга Шамшева: Не так плохо. Ведущий конференции: А если сравнивать этот же период с прошлым годом, тоже было затишье? Ольга Шамшева: Сентябрь, октябрь - обычно благополучные месяцы, всплеск заболеваемости наблюдается ближе к концу года и в начале следующего. В прошлом году была более обостренная ситуация, даже была объявлена пандемия. В этом году в настоящий момент ситуация более благополучная. Ведущий конференции: Я правильно понимаю, дети находятся в особой группе риска по своей заболеваемости? Ольга Шамшева: Дети, особенно раннего возраста до 3-5-ти лет, всегда находятся в группе риска по повышенному уровню заболеваемости, в том числе и респираторными инфекциями. Это связано с тем, что у детей нет иммунитета к этим инфекциям, поскольку взрослый в течение своей жизни периодически сталкивается с возбудителями, болеет и в результате приобретает иммунитет, а у ребенка этого нет, и первая встреча с возбудителем, как правило, протекает тяжело. Ведущий конференции: Очень много среди наших читателей волнующихся мам, которые пишут о том, что боятся вести ребенка в поликлинику, потому что именно там находится рассадник инфекции. Как быть? Вести своего ребенка в поликлинику? Многие боятся даже врача на дом вызывать, так как врач ходит по домам больных детей и может принести эту инфекцию? Как в таких случаях себя обезопасить? Ольга Шамшева: Я считаю, что не надо во время эпидемического подъема заболеваемости гриппом и другими респираторными инфекциями ходить, в том числе и в поликлинику. Лучше все-таки вызвать врача на дом. И вообще не надо детей раннего возраста в сезон гриппа водить на елки, в магазины с ними ходить, в гости. Это дополнительный риск инфицирования. Лучше больше гулять на свежем воздухе, потому что на улице вряд ли возможно вообще инфицироваться каким-либо заболеванием, слишком много атмосферы, и люди, как правило, друг друга не заражают. Заражение происходит в местах большого скопления народа. Это те же самые елки, театры. Я говорю о детях раннего возраста, трех – пяти лет. Им надо ограничивать число контактов. Ведущий конференции: Скажите, пожалуйста, когда у ребенка уже проявляются определенные симптомы: чихание, насморк, уже надо оставлять ребенка дома? Некоторые родители ведут детей в детский сад. Это правильно? Ольга Шамшева: Это неправильно. Ведущий конференции: Какие симптомы должны быть у ребенка, чтобы родитель понял, что не надо вести ребенка в детский сад, даже если нет температуры? Ольга Шамшева: Человек на протяжении своей жизни много раз переносит респираторные инфекции, неоднократно. Например, рино-вирусная инфекция, которая характеризуется обыкновенным насморком и небольшой температурой, имеет 113 серо-вариантов вируса, и каждый раз можно инфицироваться и много-много раз переносить эту инфекцию, поэтому, если мы будем 4-5-тилетнего ребенка при малейшем насморке не водить в садик, то это просто нереально, это невозможно. Но если у ребенка есть температура, кашель, насморк, то такого ребенка вести в сад не рекомендуется, надо с ним посидеть дома. А если обычный насморк, он бегает, прекрасно себя чувствует, хорошо кушает, спит, то таких детей – масса в детском саду, они друг друга инфицируют и в результате приобретают иммунитет. Это жизнь, куда от нее деться. На Западе вообще не принято сидеть с детьми, они все ходят без головных уборов, все легко одеты, включая детей, у них нет таких проблем. Ведущий конференции: Так у них и зим таких нет. Ольга Шамшева: По-разному. В Америке есть штаты, где такая же зима. Да и у нас, я много раз наблюдала, они ходят в кроссовках, пальто, обмотанные шарфом. Холодно, мы все в шапках, шубах, а они с детьми ходят легко одетые, без головных уборов. Меня это шокирует. Мы стараемся одеть своих детей теплее, наверное, это неправильно, потому что таким образом мы не предупреждаем от инфекции, укутывая детей, мы не защищаем их от инфекции. Инфекция все-таки передается воздушно-капельным путем, мы с Вами поговорили и передали друг другу инфекцию. А на улице инфицировать и заразиться самому очень сложно. Поэтому надо ребенка одевать полегче, не укутывать его, чтобы он больше двигался. При движении выделяется энергия, он согревается. Главное, чем можно защитить себя от инфекции, особенно от гриппа – это привиться. Прививка – это прекрасное лекарство, но только профилактическое. Вы сделаете прививку от гриппа, и с вероятностью в 90-95% ни вы, ни ваш ребенок не заболеете гриппом. В этом, я считаю, главное - профилактика. Ведущий конференции: Я никогда не делала прививок от гриппа и, наверное, сегодня узнаю много для себя полезного. Сейчас уже поздно прививаться от гриппа? В какой период лучше делать прививку? Ольга Шамшева: Лучше делать прививку до подъема заболеваемости – это сентябрь, октябрь, ноябрь, но можно и в декабре, и в феврале, и в марте. Это непринципиально. Здесь есть одно «но». После прививки иммунитет вырабатывается в течение 10-14 дней, то есть в этот период, когда идет выработка иммунитета, вы подвергаете себя риску инфицироваться. Вы можете заболеть в этот период. Поэтому всегда лучше ввести прививку до того, как заболеваемость начнет расти быстро. Сейчас еще хороший, благоприятный период для того, чтобы привиться. Вакцина появляется в августе, поэтому можно привиться задолго до этого, а иммунитет, если он вырабатывается, держится 9-12 месяцев, поэтому к следующему эпидемическому подъему опять антител у нас не будет, иммунитета не будет, и мы опять должны прививаться, тем более, что меняются штаммы, которые входят в состав вакцины.
Вопрос:Олег Петрович Максимов 04:37 09/11/2011
Здравствуйте Ольга Васильевна, из личного опыта: делал прививки от ГРИППА в течение 6 лет и все эти 6 лет заражался, но переносил грипп очень легко в течение 2-3 дней. Симптомы были очень легкие. На 7 год сделал прививку, но видимо подхватил не учтенный в прививке тип вируса и грипп проходил очень тяжело и длился около 4 недель с последующим долгим кашлем. Я сделал вывод, что за 6 лет прививок, мой организм отвык бороться самостоятельно и как только попался вирус другой, не учтенной в прививке разновидности, последствия оказались тяжелее обычного. Каково Ваше мнение? Прав ли я в своих выводах? Спасибо. С уважением. Олег Максимов.
Ответы:
Шамшева Ольга Васильевна 10:21 11/11/2011
Дело в том, что мы немного путаем. Есть грипп, а есть масса других респираторных инфекций: парагрипп, РС-инфекция, рино-вирусная и т.д. То, что человек прививался от гриппа и не болел гриппом – это понятно. Во-первых, он прививался противогриппозной вакциной, то есть конкретно против гриппа. Грипп характеризуется высокой температурой – 40 и выше, трахеитом (это сухой кашель), позже присоединяется катаральный синдром, головная боль, невралгии, миалгии и т.д. Это характерные клинические симптомы гриппа. У него их не было. То, что он перенес, это, скорее всего, другие инфекции. Самое главное, что он не болел гриппом, наиболее тяжелой инфекцией из всех мною перечисленных. То, что на седьмом году он снова привился и заболел, как он считает, гриппом, это не факт.
AIF.RU Ведущий конференций 10:23 11/11/2011
Я думаю, этот человек не сам так считает, наверное, ему диагностировали грипп.
Шамшева Ольга Васильевна 10:23 11/11/2011
А как его диагностировать? Это очень сложно: надо брать анализ крови, выделять вирус и смотреть, что это за вирус. А кто это будет делать? У нас, как правило, определяют по клинике. Если очень тяжело протекает инфекция, тогда можно направить человека сдать анализы крови именно на определение вируса, но чаще всего это не делают. И не факт, что человек перенес грипп, тем более, что он считает, что это не тот штамм, который вошел в вакцину. Это маловероятно, потому что штаммы, которые входят в состав вакцин, определяются лабораториями Всемирной организацией здравоохранения. Они выделяют 3 штамма и говорят фирмам-производителям, что именно эти штаммы актуальны и должны войти в вакцину. И все фирмы-производители во всех странах выпускают одни и те же вакцины, актуальные для данного сезона. Поэтому, когда спрашивают: чем привиться, какая вакцина лучше, зарубежная или отечественная, я всегда говорю, что они все содержат штаммы, актуальные для сегодняшнего дня, поэтому вы можете привиться любой, и они все будут вас защищать.
AIF.RU Ведущий конференций 10:24 11/11/2011
А есть какая-то разница в ценовой категории зарубежной вакцины и отечественной?
Шамшева Ольга Васильевна 10:24 11/11/2011
Этого я не знаю, наверное, это маловероятно, потому что наши отечественные вакцины сделаны так же, как и импортные: они содержат те же самые штаммы, они тоже делаются в виде шприц-доз, не надо ничего набирать, не надо ломать ампулу, просто вскрываешь вакуумную упаковку, там уже лежит шприц с вакциной, вводишь и все. Поэтому нет никаких различий. В отношении ценовой политики, не знаю. Но думаю, что поскольку они визуально похожи, вряд ли есть особая разница. Разница состоит в том, что вакцинация против гриппа введена в Национальный календарь прививок, обязательно проводится всем детям от 6 до 23 месяцев жизни. Именно в этом возрасте дети не имеют иммунитета, и их надо в первую очередь прививать. Любой ребенок в этом возрасте может получить бесплатно отечественную вакцину против гриппа в поликлинике.
AIF.RU Ведущий конференций 10:24 11/11/2011
Ольга Васильевна, а Вы сколько лет делаете прививку?
Шамшева Ольга Васильевна 10:24 11/11/2011
Я уже более десяти лет точно делаю.
Вопрос:Читатель AIFRU 09:25 09/11/2011
Кто и как тщательно должен проверять самочувствие детей в детском саду перед проведением прививки от гриппа, а то я каждый день вижу, как в сад ведут кашляющих, сопливых детей? Насколько опасно делать прививку не совсем здоровому ребенку? Может быть, он сам заболеет и других перезаражает?»
Ответы:
Шамшева Ольга Васильевна 10:27 11/11/2011
Это не опасно, можно сделать прививку любому человеку с признаками острой респираторной инфекции, начинающимися или в инкубационном периоде. Маловероятно, что это повлияет на его самочувствие или он плохо перенесет вакцинацию, просто надо ли это делать? Это не нужно. Всегда перед любой прививкой нужно измерить температуру, взрослому или ребенку, не важно. Если температура есть, не надо торопиться, надо подождать, когда ребенок выздоровеет, и сразу можно делать прививку. Как только прошли признаки респираторной инфекции, можно его сразу прививать.
AIF.RU Ведущий конференций 10:28 11/11/2011
Так может уже не стоит прививать, если он уже переболел?
Шамшева Ольга Васильевна 10:28 11/11/2011
А чем он переболел? Может он переболел чем-то другим, ведь вирусов огромное количество. Если брать все вирусы, включая респираторные, то их сейчас около двух тысяч, и открываются все новые и новые. А респираторных, то есть тех, которые вызывают ОРЗ или ОРВИ, около 150 вирусов. Что именно перенесет человек, вопрос непростой. Надо идти сдавать анализ крови из вены и выделять этот вирус.
AIF.RU Ведущий конференций 10:29 11/11/2011
Странно, что у нас нет такой культуры. По-моему, вполне закономерно пойти сдать кровь.
Шамшева Ольга Васильевна 10:29 11/11/2011
А зачем?
AIF.RU Ведущий конференций 10:30 11/11/2011
Для того, чтобы определить, нужно ли делать прививку. Или Вы думаете, что прививку сделать проще, чем такой анализ?
Шамшева Ольга Васильевна 10:30 11/11/2011
Во-первых, проще, не надо лезть в вену ребенку, да и взрослому. Пошел привился и все. Во-вторых, каждый раз проникать в вену, я считаю, не нужно. Это нужно делать, когда ребенок или взрослый тяжело переносит заболевание, мы не можем поставить диагноз, а все острые респираторные вирусные инфекции имеют схожие симптомы: насморк, кашель, недомогание, невысокую температуру, как правило. Зачем каждый раз определять этиологию заболевания. Поликлинический врач просто напишет ОРЗ.
Вопрос:Хлоя 11:35 09/11/2011
Скажите есть ли смысл делать прививки, если каждый год вирус гриппа мутирует?
Вопрос:Мария Зыкова 13:28 09/11/2011
Ольга Васильевна, доченьке три месяца, я не работаю, поэтому особо негде мне подхватить грипп, но наш папа работает в детском центре, боюсь, что когда начнется эпидемия гриппа он может принести вирус домой, что нужно делать, чтобы не заболеть в такой ситуации?
Вопрос:Марго Киселёва 13:58 09/11/2011
Насколько опасна корь?По-моему, все в детстве болели этим заболеванием и ничего,а сейчас врачи пугают так,что страшно за своего ребенка!
Вопрос:Ольга Блок 15:31 09/11/2011
Ольга Васильевна, скажите какие антибиотики можно пить ребенку в возрасте 4,5 года? Мы стабильно болеем каждую зиму.
Вопрос:MISS_Ir 16:02 09/11/2011
Ольга Васильевна, скажите, есть ли смысл делать вакцину от гриппа? Ведь штампы гриппа разные. Сделал прививку от одного, так сказать "вида", а заболел совершенно другим.
Вопрос:Нати 16:06 09/11/2011
Ольга Васильевна, когда я заболеваю, то пью Терафлю, мне он очень хорошо помогает, но я читала, что это не самое лучшее средство в борьбе с начинающимся гриппом и лучше его не пить совсем, что вы скажите по этому поводу?
Ответы:
Шамшева Ольга Васильевна 10:37 11/11/2011
«Терафлю» - это жаропонижающий препарат, его можно пить, когда ты уже болен и у тебя ощущение недомогания, болезненности, головная боль, температура 39-40° . Тяжело это переносить. Некоторые переносят, потому что температура – это защитный механизм. Если она до 38,5°, то нет смысла ее сбивать, но если она зашкаливает, конечно надо сбивать, в том числе принимая «Терафлю».
Вопрос:MISS_Ir 16:15 09/11/2011
Ольга Васильевна, какие вакцины лучше делать: "живые" или "мертвые"? Какая должна быть реакция организма на эти вакцины?
Ответы:
Шамшева Ольга Васильевна 10:32 11/11/2011
Да, правильно, есть «живые» вакцины, а есть «убитые». И те, и другие могут использоваться. «Убитые» вводятся как укол, а «живые» - в виде спреев. Обе вакцины хорошие, но все-таки считается и ВОЗ рекомендует детей до 3-5-ти лет прививать «убитыми» вакцинами в виде укола. Можно и спреями, но могут быть реакции. На введение внутримышечно «убитой» вакцины может быть покраснение в месте инъекции, небольшая болезненность. Симптомов, характерных для инфекции, никогда не будет. Когда вечером врачу звонит пациент и говорит, что его утром привили, а вечером у него появился насморк, это незнание того, что «убитая» вакцина никогда не дает этой клиники, просто попали в период инкубации по какому-то респираторному заболеванию. Уже заболел человек. В этом нет ничего страшного. Заболевание будет протекать, как и протекало, в ответ на вакцину образуется иммунитет и будет ничуть не хуже, чем если бы человек был здоров. А «живая» вакцина, если мы попадаем в инкубационный период какого-то респираторного заболевания, может наложиться на это заболевание и незначительно его усилить. Поэтому вакцинировать спреем просто и безболезненно, но надо, чтобы человек был здоров. И прививать ребенка 10 лет можно любой вакциной и отечественной, и зарубежной.
Вопрос:Хочу знать 17:39 09/11/2011
Повязки помогают защититься от гриппа?
Вопрос:Катя 2012 19:49 09/11/2011
Здравствуйте, мой вопрос такой, говорят, что ударная доза витамина С спасает от грипа и простуды, так ли это и все-таки в каком количестве нужно пить этот витамин? Спасибо.
Ответы:
Шамшева Ольга Васильевна 10:36 11/11/2011
Да, витамин С помогает, это защита организма, но все-таки, если ты контактируешь с больным человеком в разгар заболевания, я думаю, инфицирование все равно произойдет.
Вопрос:Эльвира Казань 19:53 09/11/2011
Ольга Васильевна,правда, что грипп часто сопровождается расстройством желудка и каковы могут быть последствия заболевания, если переносить его на ногах (у нас на работе невозможно выбить больничный!)?
Ответы:
Шамшева Ольга Васильевна 10:35 11/11/2011
Вакцинация против гриппа поможет Эльвире победить эту инфекцию и ходить на работу. Переносить грипп на ногах очень нежелательно, потому что не так опасен грипп, как его осложнения. Насчет расстройства желудка, это не совсем правда, потому что ежегодные эпидемии гриппа не дают поражения желудочно-кишечного тракта. Скорее всего это идет от какой-то другой инфекции. Прошлогодний грипп пандемический (свиной) обладал такой способностью, где-то в 30% случаев он вызывал диспепсические расстройства. Это парадокс, это не свойственно этому вирусу, но сейчас большинство, как я понимаю, уже переболело, поэтому если идет эпидемический вариант, как обычно каждый год, я не думаю, что должны быть кишечные расстройства, это говорит скорее всего о другой инфекции.
Вопрос:Наталья Михайлова 23:00 09/11/2011
Здравствуйте, возможно в Москве еще нет эпидемии гриппа, но в Н.Новгороде процесс пошел полным ходом у нас уже два человека на больничном, еще трое ходят и шмыгают носами, чихают и постоянно жалуются на недомогания. Я на третьем месяце беременности и меня очень беспокоит вся эта ситуации, в связи с чем вопрос, как грипп может повлиять на ребенка и могу ли я на основании своей беременности попросить больничный, чтобы не заразиться? В данный момент чувствую себя хорошо, у меня хороший иммунитет, но психологически очень сложно работать в абсолютно нездоровом коллективе.
Ответы:
Шамшева Ольга Васильевна 10:33 11/11/2011
Хороший вопрос. Правильно делает эта молодая женщина, что беспокоится, потому что первые три месяца беременности, когда идет закладка основных органов, систем ребенка, это очень важный период. В этот триместр очень не рекомендуется болеть, в том числе и гриппом, потому что вирус гриппа обладает тератогенным эффектом, он может поразить зародыш ребенка. Я не знаю, дают ли больничный с целью профилактики, но если она сможет взять бюллетень, я бы ей посоветовала сделать это, тем более что в коллективе такая нездоровая обстановка, или хотя бы использовать маску, не находится в закрытом помещении с кашляющими, сморкающимися людьми. Надо беречь себя, особенно в первые три месяца беременности.
AIF.RU Ведущий конференций 10:34 11/11/2011
По поводу масок у нас был вопрос. Их надо с какой-то периодичностью менять? Наши граждане любят надеть маску и ходить в одной и той же долгое время.
Шамшева Ольга Васильевна 10:34 11/11/2011
Каждые два часа надо менять маску. А где в ней ходить? На улице не надо, в помещениях надо менять конечно.
Вопрос:Татьяна Ашикина 10:30 10/11/2011
Посоветуйте, пожалуйста, чем привить ребенка 10 лет и себя от гриппа, российским вакцинам я не доверяю.
Вопрос:Людмила, Рязань 11:18 10/11/2011
Уважаемый эксперт помогают ли в профилактике гриппа биологически активные добавки к пище? Как долго и по какой схеме их пить?
Ответы:
Шамшева Ольга Васильевна 10:37 11/11/2011
Не помогают.
AIF.RU Ведущий конференций 10:39 11/11/2011
То есть Ваш рецепт – делать прививки?
Шамшева Ольга Васильевна 10:39 11/11/2011
Да, делать прививки, вакцинироваться, единственное противопоказание – это аллергия к куриным яйцам, потому что все противогриппозные вакцины делаются на зародыше куриных яиц, но аллергия должна быть сильная, по типу отека Квинке, а так всем можно прививаться. Если все-таки не хочется прививаться, тогда надо принимать противовирусные препараты, по деньгам это дороже, да и длительный это процесс, надо пить эти препараты весь период. Их много, можно выбрать. Только не надо верить в мифы о том, что поможет профилактироваться от гриппа водка, БАДы. Это глупость. Мы живем в современном мире, в 21 веке, весь мир идет по этому пути и не надо нам опять идти по своему особенному пути, а надо делать так, как делают во всем мире прогрессивные просвещенные страны.
AIF.RU Ведущий конференций 10:39 11/11/2011
Спасибо Вам огромное за то, что Вы ответили на вопросы наших читателей. Спасибо вам, дорогие читатели, что были с нами. Не болейте. Всего доброго!
Вопрос:Мама Олеся 11:34 10/11/2011
Ольга Васильевна, можно ли сбивать температуру у ребенка 7 лет жаропонижающими, если она достигла 38,5?

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах