Ради репортажа (и комфорту назло) я решил вместо самолёта, который за два часа домчал бы меня до Адлера, воспользоваться новеньким двухэтажным поездом номер 104. До Адлера, при минимальном количестве остановок, он идёт всего за 25 часов — сутки и один час.
Чудо техники по нашим меркам — двухэтажных поезд, на котором обещают ещё и бесплатный беспроводной интернет. Интересно было протестировать такое чудо-юдо в российских условиях, где пока самым ходовым товаром на рынке железнодорожных услуг являются плацкартные вагоны, давно вымершие в западной Европе.
Оказалось, что попасть на этот поезд немного сложнее, чем на любой другой, отходящий от Казанского вокзала. Для состава под номером 104, следующего по маршруту Москва-Адлер, на вокзале был организован отдельный вход с дополнительным пунктом контроля. Ещё один раз всем пришлось просветить рентгеновскими лучами свой багаж. Процедура, конечно, быстрая, но при условии, что более тысячи человек намеревается пройти её в короткое время до отправления, достаточно длительная — очередь за полчаса до отправления поезда (в 7:50) растянулась минут на десять. Спасибо, что хоть обувь снимать не пришлось.
Первая картина, которая открылась моему взору после прохождения дополнительного контроля: фотосессия российских туристов. Фотографировались с чудом железнодорожной техники — двухэтажным поездом.
Мне пришлось пропустить этот «обязательный» пункт программы. Полностью исполнить его мне уже посчастливилось на чемпионате Европы по футболу 2008 года в Швейцарии и Австрии, когда уже видавший виды двухэтажный ночной поезд домчал меня из Цюриха в Базель.
Внутри продолжилась нескончаемая экскурсия. Мимо меня бегали среднего возраста женщины, таскавшие своих благоверных за рукав со словами: «Саш, иди, посмотри на туалеты. Они между двумя этажами, их там целых три и все открыты, хотя мы еще не поехали». Думали, на этом ограничится? Нет. «Иди сними их! Да что ты стесняешься, когда ещё такое увидим», — резюмировала женщина.
Пропустив и этот пункт программы, я отправился в своё купе. Согласитесь, нелогично было бы ехать в двухэтажном поезде, первом в России, и на первом этаже. Поэтому заранее были куплены билеты на второй этаж.
Из отличий от стандартного купе сразу бросается в глаза отсутствие верхнего отделения для багажа. Учитывая, что моё место как раз наверху, пришлось искать хоть какой-то компромисс с пассажирами, разместившимися на нижней полке — удачно. Благо, мой чемодан даже в самолётах проходит как ручная кладь.
Чуть позже оказалось, что из-за весьма ограниченной высоты вагона крыша второго этажа получилась покатой. С эстетической точки зрения такое решение выглядит элегантным, но на поверку развернуться на такой верхней полке под покатым потолком не представляется возможным. Если в стандартном купе на верхней полке можно даже стоять, хоть и согнувшись пополам, то в двухэтажном поезде даже в положении сидя находиться невозможно.
С горем пополам разместившись на верхней полке, я захотел выполнить вполне стандартные действия для человека, наделённого бесплатным беспроводным интернетом: подключиться к нему, выполнить чек-ин в популярной программе Foursquare, выложить фотографии в не менее популярную сеть Instagram и поделиться эмоциями с друзьями в социальных сетях.
Не тут-то было. Хотя на выбор предоставляется сразу пять сетей Wi-Fi, исправно работает из них лишь одна — та, которая позволяет за дополнительную плату просматривать фильмы, мультфильмы и сериалы. Остальные четыре, хоть и позволяли подключиться к себе, никакого доступа в интернет не предоставляли. Невозможно было банально отправить сообщение даже в простом мессенджере WhatsApp.
Всё. На этом перестаю гундеть, ведь минусы поезда подходят к концу. Из плюсов: доброжелательный персонал, застеленная верхняя полка и вагон-ресторан, который, после проглатывания сухого пайка от РЖД на завтрак, становится основным местом обитания. Хотя мне цены показались весьма умеренными, некоторые пассажиры, то ли по привычке, то ли справедливо, нашли к чему предъявить претензии.
«Друзья, обед должен быть бесплатным!», — громогласно объявил один из пассажиров, пришедший в вагон-ресторан с дочерью, красневшей пропорционально времени их пребывания в вагоне.
«Мало того, что с меня пытались деньги взять за обед, который входит в стоимость, так ещё и обвесили». До этого он спустился с официантом на кухню и на контрольных весах проверил свой обед. Недовес составил 50 граммов.
Лично меня всё удовлетворило: недорогой (по меркам вагонов-ресторанов) сок, вкусный шашлык по приемлемой цене, приветливый персонал... Поужинать решил здесь же.
На обратном пути, а преодолеть мне предстояло три вагона, встретились две девушки, решившие из Финляндии следовать по маршруту Лахти-Санкт-Петербург-Москва-Сочи исключительно на поезде. На мой вопрос «Ну как вам поезд?», они сначала переспросили, что я имею в виду, затем удивились и сказали, что поезд выглядит вполне обыденно. Оказывается, они не обратили внимание на фотографировавшихся с этим чудом техники российских туристов и до этого, что вполне понятно, не путешествовали ни российскими купе, ни, тем более, плацкартами. Для них чистый двухэтажный поезд — это нормальная реальность, а не что-то запредельное.
«Мы едем болеть за наших биатлонисток. Конечно, надеемся, что в Сочи золото выиграет Кайса Макарайнен. Но и на женскую команду в эстафете тоже надеемся. Поболеем ещё и за лыжников. А вот на хоккей, хоть и хотелось взять билеты, нам это не удалось. То ли мы так поздно начали покупать их, то ли их так быстро раскупили», — объяснила Перки.
Они ждут от поездки в Сочи настоящего праздника и, как это модно говорить, «сбычи мечт», ведь Сочи-2014 для девушек, Перки и Леены — это первая Олимпиада. Ехали в поезде и итальянцы, и немцы, и даже шведы. Все они, проживая в Москве, решили «рискнуть» и отправиться в столицу XXII Олимпийских игр на поезде. Если верить первым впечатлениям — не прогадали.
Неофициальная фотохроника из Сочи от Степана Чаушьяна в Instagram АиФ.ru. Подписывайтесь!
Олимпийский фотодневник Алексея Витвицкого. День первый | Фотогалерея