Первый музей гитары
Музыкальная школа на ул. Академика Виноградова, 7, скоро отметит свой полувековой юбилей. В её стенах уважают классику, но при этом проводят музыкальные эксперименты и открывают новые возможности для инструментов и голоса, здесь приветствуется оригинальность, но в огранке строгих академических канонов преподавания. Например, 11-летний Игнат Тушканов одинаково виртуозно сыграет на балалайке нашу родную «Калинку» и Скарлатти. Юный музыкант – стипендиат фонда «Новые имена» – давно уже покорил ведущие сцены столицы, однако невероятно скромен и до сих пор волнуется перед каждым выходом на сцену.
«Конечно, нервничаю: на днях буду играть соло в камерном зале в «Зарядье». Но надо привыкать, ведь в будущем вполне можно будет много гастролировать. Я мечтаю играть в оркестре народных инструментов имени Осипова, ведь там служит мой педагог Александр Алексеевич Яковенко», – поделился планами юный виртуоз.
Если говорить о струнном отделении, то школа имеет давние традиции преподавания. Наряду с классическими скрипкой, виолончелью, арфой (в школе есть даже свой арфовый квартет) здесь ведётся преподавание по классу классической гитары, которая сыграла в судьбе школы знаковую роль. В 2004 году учебному заведению было присвоено имя всемирно известного гитариста и композитора Александра Михайловича Иванова-Крамского, которого справедливо называли чародеем гитары. Блестящий виртуоз, ставший эталоном исполнительского мастерства, автор целого ряда сочинений, в том числе концертов для гитары и симфонического оркестра, пьес и сольных партий, он посвятил свою жизнь тому, чтобы классическая гитара снова стала предметом преподавания в музыкальных вузах. Сегодня в школе, носящей имя мастера, преподаёт его дочь.
«В середине 30-х годов гитару вообще «выгнали» из всех учебных заведений, посчитав её космополитичным инструментом, но отец добился открытия класса в училище при консерватории. И только спустя годы после его смерти классическая гитара вернулась в институты, вернув и должное уважение к себе. Когда меня пригласили в эту школу, я согласилась и создала Музей гитары, чтобы рассказывать молодёжи о многовековой истории этого удивительного инструмента», – рассказала педагог Наталья Иванова-Крамская.
Ежегодно в апреле в школе проходит Международный фестиваль гитаристов, создан ансамбль, а сейчас формируется целый оркестр, что вообще большая редкость: не во многих странах существуют коллективы, состоящие из одних гитаристов.
Классика на глиняной окарине
Ещё один необычный ансамбль, о котором нельзя не упомянуть, – «Колокольные звоны». Вместе с оркестром Большого театра под управлением Михаила Плетнёва он открывал праздничный концерт, посвящённый 90-летию Александры Пахмутовой.
«Ансамбль родился благодаря нашему педагогу Геннадию Козыреву, который был ещё и мастером по изготовлению окарин из глины. Он разработал специальную программу, и мы хотели бы ввести новую специальность – обучение колокольному звону. Возможно, это будет целевой набор от семинарий, где нужны регенты или звонари. Это такая тонкая, необычная линия исполнительского мастерства. Есть для студентов, а для детей, увы, пока нет. Сейчас создаётся специальная партитура. Наши дети исполняют не только народную музыку, но и Рахманинова, Алябьева. И на окаринах исполняется и классическая музыка, а не только народная. Наши дети – финалисты «Синей птицы», – рассказала руководитель музыкальной школы Ксения Алёшина.
Нужно сказать, Ксения Юрьевна – необычный директор. Она продолжатель династии педагогов-хормейстеров, дочь известного композитора и музыканта, одного из родоначальников детского хорового пения в нашей стране Юрия Тугаринова.
В школе вместе с новаторством прекрасно уживаются классические отделения духовых инструментов и вокальные. Есть несколько оркестров, которые сотрудничают с Военно-историческим обществом и являются постоянными участниками концертов на Поклонной горе. На ул. Академика Виноградова, 7, каждый месяц проходят концерты учеников и педагогов школы для жителей Тёплого Стана и гостей из других районов, фестивали и конкурсы, в том числе международные. Проводится и необычное «слепое» прослушивание для юных пианистов, когда комиссия слушает учеников, находясь за ширмой, и, не видя исполнителя, определяет уровень мастерства. Сегодня в детской музыкальной школе проходят обучение около тысячи учеников. Вот такая необычная, больше того, уникальная, ни на одну другую не похожая творческая лаборатория из года в год дарит миру новые имена талантливых музыкантов и исполнителей.