Примерное время чтения: 16 минут
37673

Новые вызовы. Вице-мэр Ракова назвала 4 шага для развития медицины в Москве

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41. Война взглядов: неважно, кто напротив, важно, кто рядом 11/10/2023

За последнее десятилетие Москва стала городом, дружелюбным к своим жителям: в Москве комфортно растить детей, следить за здоровьем. Здесь каждый может получить квалифицированную медпомощь, а поликлиники, отремонтированные по новому стандарту, дадут фору коммерческим клиникам. О том, как будет меняться социальная сфера в столице, aif.ru рассказала заммэра Москвы по социальным вопросам Анастасия Ракова.

Лечат стены и поддержка

Аif.ru: — Как далеко шагнула медицина в Москве за последние 10 лет?

Анастасия Ракова: — Здесь, конечно, объективнее было бы спросить самих пациентов и врачей. Но постараюсь и от себя ответить на ваш вопрос. Мы стремимся развивать систему здравоохранения так, чтобы вывести медицинскую помощь на высокий уровень качества и чтобы получать медицинские услуги можно было легче и быстрее.

Мы достраиваем миллион квадратных метров новых медицинских мощностей, почти столько же находятся в стадии ремонта. 200 поликлиник уже реконструированы по новому московскому стандарту. Кроме того, мы начинаем второй этап программы, который затронет еще 140 зданий. В результате в ближайшие два-три года в столице будет создана совершенно новая амбулаторная среда. Это беспрецедентные проекты, аналогов которым не было еще в нашей стране.

— Медпомощь — не только стены и аппаратура, но и те ощущения и эмоции, которые получает человек. А ведь, обращаясь к врачу, он особенно уязвим...

— Создавая медицинские мощности, мы меняем представление о медицинских объектах. Помимо лучшего оборудования, квалифицированных врачей и выстроенной логистики, мы заботимся и об атмосфере. Новые медицинские объекты — это места, где много света, воздуха, где мебель вообще не похожа на медицинскую и все пространство больше напоминает хороший отель. При этом мы пересматриваем все подходы к организации работы, полностью меняем алгоритмы работы, форматы коммуникации между врачами и пациентами. Это касается и амбулаторного звена, и стационарного.

Мы начинаем менять стандарты сервиса, создавать в системе здравоохранения другую среду и атмосферу заботы, стараемся проактивно выходить к пациентам, снять с них лишние заботы, оказать поддержку. В поликлиниках, центрах амбулаторной онкопомощи и трех флагманских центрах больниц администраторами работают сотрудники МФЦ. Они встречают пациентов, помогают найти нужный кабинет, разобраться с инфоматами, а иногда даже сопровождают жителей старшего поколения до автобусной остановки или помогают занять ребенка, пока родители на приеме. В больницах пациентов и их родных поддерживают соцкоординаторы. Горожан с онкологией по их желанию на всех этапах может сопровождать персональный помощник, ведь в таких ситуациях критически важно не оставаться один на один с болезнью. Похожее индивидуальное сопровождение получает более миллиона москвичей с хроническими заболеваниями в новом проекте проактивного диспансерного динамического наблюдения: с ними постоянно на связи помощник врача, который мотивирует придерживаться назначенной терапии, регулярно проходить обследования, вести здоровый образ жизни. Не буду отрицать, что очень много работы еще впереди, но вектор намечен.

Отдельно хочу рассказать о полной перестройке онкологической помощи. Мы сконцентрировали весь цикл помощи в замкнутой системе хабов на базе крупнейших многопрофильных клиник. Больше нет разрозненных учреждений с разными возможностями и профилями. В каждом хабе есть центр амбулаторной онкопомощи и ультрасовременные патоморфологические лаборатории для качественной диагностики. Мы разработали клиентские пути: это четкие, ясные алгоритмы маршрутизации пациента от подозрения на заболевание до наблюдения. Все данные о пациентах находятся в единой информационной системе, поэтому врач видит полную картину состояния здоровья, все исследования, назначения, динамику.

Вообще цифровизация — еще одно наше ключевое направление, которое помогает вывести медицинскую помощь на принципиально новый уровень. Мощная продуманная цифровая трансформация позволяет нам иметь по каждому пациенту фактически «цифровой двойник», ведь теперь все данные о нем находятся в электронной медицинской карте. Она доступна врачам всех звеньев медпомощи, что обеспечивает преемственность и позволяет видеть всю «историю здоровья». Умные технологии помогают нам снять с врачей рутинную нагрузку, а также они выступают надежными помощниками, чтобы сделать диагностику точнее, быстрее и эффективнее.

Если говорить о каких-то точечных разработках, 10 лет назад невозможно было даже представить некоторые технологии для диагностики и лечения, которые уже сейчас используют врачи в городских клиниках. Например, прямо в Гостином Дворе на 3D-принтере, который видели все посетители Московского урбанистического форума, напечатали модель импланта по персональным параметрам дефекта черепа пациента Первой градской больницы. В результате черепно-мозговой травмы пациенту была необходима операция по восстановлению лобно-височно-теменной области головы. На основе модели на производстве создали стерильный эндопротез. Его уже успешно установили московские врачи. Или те же медицинские фантомы, которые также могли видеть посетители МУФ. Это изделия, имитирующие органы и ткани тела человека. Они помогают врачам оттачивать процесс проведения манипуляций, а ученым и разработчикам настраивать диагностическое оборудование. Сегодня на фантомах тренируются ординаторы, интерны, врачи, которые повышают квалификацию или получают новую специальность.

Как новые технологии меняют медстандарты

— Много говорится о новых технологиях в медицине, например омиксные технологии и внедрение в медпрактику использования цифровых копий человека. Что это? Как работает? Массовое использование такой технологии — это перспектива очень далекого будущего? И будут ли они доступны всем пациентам?

— Давайте начнем с того, что такое омиксные технологии. С помощью них специалисты расшифровывают последовательность ДНК или определяют уровни тысяч биомолекул, таких как белки или небольшие химические соединения — метаболиты. Результатом является большой объем данных, на основе которых можно создать молекулярных или цифровых двойников человека. Такие «двойники» отражают состояние организма или его части и помогают врачам более точно подбирать процедуры и лекарства, проводить раннюю диагностику и предлагать своевременное лечение различных заболеваний.

Омиксные технологии — это очень перспективное направление. Если кратко, они позволяют диагностировать заболевание еще до появления симптомов. Такие технологии помогают увидеть патологии, которые не видны даже при инструментальных исследованиях типа КТ, МРТ и других. Мы уже начали тестировать и пилотировать омиксные технологии в здравоохранении, и прямо на Московском урбанфоруме в Гостином Дворе горожане могли их не только увидеть, но и опробовать на себе.

Кроме того, на площадке посетители оставляли заявки на бесплатное участие в уникальном исследовании по диагностике состояния ментального здоровья и предрасположенности к ментальным расстройствам с использованием омиксных технологий. Этот проект разрабатывают врачи ПКБ № 1 им. Н. А. Алексеева совместно с учеными Сколтеха и Московским центром инновационных технологий в здравоохранении в рамках грантовой программы мэра Москвы. В мире аналогов этой технологии еще нет. До сих пор такие диагнозы, как клиническая депрессия, шизофрения и биполярное расстройство, ставили только на основе беседы с врачом. Сейчас наши ученые разработали технологию, которая позволяет определить эти заболевания или предрасположенность к ним с высокой точностью.

Эксперты полагают, что в разрезе нескольких лет омиксные технологии могут быть доступны широкому пулу пациентов. Этому оптимизму есть объяснение. Во всем мире, и у нас в том числе, разработка инноваций — это удел ученых, научных сотрудников. А конечными «потребителями» технологии являются врачи. И очень важно сделать так, чтобы гениальная разработка была применима на практике, а для этого важна тесная связка ученый-врач на протяжении всех этапов от создания до пилотирования. Именно для этого мы открыли Московский центр инновационных технологий в здравоохранении, который становится посредником, медиатором в связке «ученый-врач» и позволяет создавать максимально применимые инновации.

— Все технологии, возможности которых будут применяться в будущем в медицине, — это московские разработки?

— Большая часть разработок создана отечественными или московскими учеными. Но мы придерживаемся такого подхода: стараемся отбирать лучшее, что существует на рынке. Это могут быть и разработки других регионов и даже других стран. Также важно, что над научными разработками, как правило, работает огромная междисциплинарная команда из различных научных центров. А тестируется и пилотируется все действительно в Москве, на базе наших учреждений.

Индивидуальный подход и вопрос с акушерами

— Какие шаги будут дальше: чего ждать москвичам в ближайшие 5-7 лет? Есть какой-то перспективный план развития столичной медицины?

— У нас есть несколько стратегических направлений для развития медицины. Отмечу, что работа по каждому из них уже начата и находится в активной фазе.

Первое: мы стремимся, чтобы искусственный интеллект стал верным помощником врача при прогнозировании заболеваний, постановке диагнозов и дальнейшем лечении. Второе: мы планируем внедрить таргетное персонализированное лечение с использованием самых современных медицинских технологий и лекарств в максимуме сфер, где такие средства доступны. Третье: мы хотим обеспечить пациентов индивидуальным сопровождением и проактивным наблюдением. И, наконец, четвертое: в перспективе 5-7 лет мы готовимся завершить создание полностью нового каркаса здравоохранения из крупных высокотехнологичных медицинских хабов и современной сберегающей инфраструктурой амбулаторного звена.

— Поликлиники и молочные кухни, переделанные по новому стандарту, хороши. На контрасте с отремонтированными и оснащенными по современным стандартам поликлиниками женские консультации ощущаются устаревшими. Когда и как изменят их?

— С женскими консультациями вопрос стоит действительно сложнее. Исторически по мере развития города они открывались там, где на тот момент была возможность. Почти каждая пятая размещается на первых этажах жилых домов, а помещения роддомов представляют собой небольшие отдельно стоящие строения. Большинство из них расположены в зданиях прошлого века, сегодня уже не подходящих для оказания современной медицинской помощи. В то время не существовало единого стандарта, поэтому женские консультации располагались на небольших площадях в среднем от 350 до 600 кв. метров, чтобы хотя бы расположить кабинеты акушеров-гинекологов для приема женщин с жалобами или наблюдения беременных. Естественно, в таких условиях невозможно разместить современное диагностическое оборудование. Для проведения, например, полноценного обследования женщины вынуждены посещать разные медорганизации, что вызывает большие неудобства.

Про все это мы, конечно, знаем, поэтому для обеспечения единого стандарта гинекологической помощи с необходимым набором консультативных и диагностических возможностей в одном месте, после обсуждений с профессиональным сообществом, мы приняли решение о создании центров женского здоровья. Они позволят оказывать женщинам качественную и высокоэффективную медицинскую помощь на базе одного центра. В новых центрах площадь помещений мы планируем существенно увеличить для комфортного пребывания и размещения всего необходимого современного оборудования. Это серьезный и комплексный проект, которым мы будем заниматься ближайшие годы.

Загранице мы поможем

— Обращаются ли зарубежные коллеги с тем, чтобы перенять столичный опыт в сфере социальных услуг? Какой и какие страны?

— Сегодня, несмотря на существующие жесткие условия ограничений, круг международного взаимодействия довольно широк. Мы работаем с коллегами из стран СНГ и части Европы по всем ключевым направлениям социальной сферы.

К примеру, к столичным специалистам здравоохранения обращаются для обмена опытом в использовании искусственного интеллекта в лучевой диагностике и для практики в области хирургии, акушерства и гинекологии. Недавно приезжала делегация онкологов из Казахстана. Зная интерес зарубежных коллег и учитывая логистический фактор, мы запустили специальный образовательный портал для хирургов со всего мира. Каждую неделю здесь проводятся трансляции для практикующих специалистов, уже собран большой архив видео лапароскопических операций. Наших экспертов регулярно приглашают к участию в международных конференциях и форумах для обмена знаниями и практиками с коллегами из Таиланда, Китая, Объединенных Арабских Эмиратов.

В сфере образования наше экспортное достояние — цифровизация учебного процесса и её главный образчик — флагманский проект «Московской электронной школы». Только за прошедший учебный год, с целью заимствования новых технологий и их дальнейшего внедрения, столицу посетили коллеги из Беларуси, Кыргызстана, Казахстана, Монголии, Узбекистана. 

С Китаем и Индией мы делимся практиками осмысленного чтения — это действенный инструмент обучения русскому языку в государствах, для жителей которых он не является родным. Также страны СНГ перенимают столичную модель госпитальной педагогики. Школы для обучения детей, находящихся на длительном лечении в стационарах, по московской модели открылись в Беларуси, Узбекистане, Кыргызстане, Азербайджане, Армении.

Представителям большинства стран СНГ интересен наш опыт работы с детьми с инвалидностью и ментальными нарушениями. Их также волнуют вопросы ранней помощи и комплексной поддержки семей, в которых есть дети до 3 лет с особенностями развития. Гости из Казахстана в этом году изучали опыт столичных реабилитационных центров, а коллеги из Беларуси познакомились с передовым опытом столичной системы поддержки детей с расстройством аутистического спектра. 

А ещё в этом году у центра московского долголетия Таганский после визита португальской делегации появился португальский клуб-побратим. Кстати говоря, Португалия одна из стран с самой высокой продолжительностью жизни.

— Что сейчас с очередями в детсады?

— Несмотря на то, что идет сверхактивное жилое строительство и, что отдельно радует, растет количество молодых семей с детьми, в том числе многодетных, сейчас мы можем сказать, что проблема очередей в детские сады решается активно. К 1 сентября мы открыли 13 новых детских садов. Кроме того, город поэтапно снижает возраст приема в детский сад, сейчас он составляет 2 года и 2 месяца. В настоящее время существует всего несколько районов, где реализовать такой стандарт пока не удается. Но еще в 2021 году таких районов было в два раза больше, поэтому эффект очевиден. В качестве альтернативы для детей этих районов город предоставляет временные места в дошкольных группах школ смежных районов и округов. Также активно развивается направление семейных детских садов. Они организуются в многодетных семьях жителей столицы, имеющих трех и более детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, по месту жительства данной семьи на территории Москвы. В семейные детские сады могут быть зачислены дети и из других семей жителей Москвы. В таком формате работает уже 1 тыс. детских садов для 3,2 тыс. дошколят.

— «Московское долголетие» — очень успешная и по-настоящему нужная программа. При этом она постоянно развивается, добавляются все новые возможности для пенсионеров. Как вы решаете, что еще ввести? Есть какая-то фокус-группа из пенсионеров? Какие еще изменения в программу для долголетов у вас запланированы?

— В поколенческой теории есть зумеры, бумеры и миллениалы, а сейчас мы можем говорить, что проект «Московское долголетие» воспитал еще одно абсолютно новое поколение: жителя старшего возраста. Они активны, инициативны и открыты к новым впечатлениям и эмоциям. Как раз благодаря этим характеристикам в проекте в свое время появились клубы по интересам, инициированные самими участниками, а вместе с ними и центры московского долголетия. Из ближайших планов — открытие в общей сложности 120 центров московского долголетия к концу года, чтобы в каждом районе столицы был свой уютный клуб, в котором москвичи старшего поколения могут предаться своим увлечениям. Что касается дальнейшего развития экосистемы долголетия, чтобы выявлять ожидания и предлагать актуальные программы, мы запустили проект «Институт долголетия». В нем эксперты из разных областей здравоохранения, социологии, экономики и других смежных сфер совместными усилиями будут изучать жизнь и интересы пожилых людей, формировать научные знания о старшем возрасте и на основе этого предлагать новые решения.

— Больные с онкологией теперь получают помощь полного цикла. А как вы работаете с жалобами? Если кажется, что лечат не так, или долго ждать врача?

— Онкопомощь стала первым направлением в московском здравоохранении, где мы начали внедрять ценностно-ориентированный подход. Это система, в которой акцент смещается с объема предоставляемых услуг на конечные результаты, достигнутые за время лечения каждого конкретного пациента. Для этого разработаны и внедрены клиентские пути — выстроенный процесс по всем этапам: от подозрения на злокачественное новообразование до пожизненного наблюдения после лечения. На основе следования этим клиентским путям, а также отзывам пациентов мы формируем открытые публичные рейтинги онкологических стационаров. Анкеты, по которым проводится опрос, соответствуют международным стандартам. Оценивается уровень информированности человека о результатах исследований, итогах консилиумов, плане лечения, возможных осложнениях и многое другое. Обратную связь собирает служба персональных помощников, которые сопровождают пациентов на всех этапах лечения: помогают записаться на прием, напоминают о визитах к врачу, информируют о возможных изменениях в маршрутизации.

— Можете ли сравнить московскую систему здравоохранения с аналогичными системами других мегаполисов?

— Когда мы разрабатываем решения для Москвы, мы, конечно, подробно изучаем лучшие мировые практики, отбираем подходящие, адаптируем и внедряем. Наверное, самый яркий тренд в передовых мегаполисах мира — это междисциплинарный подход и аккумуляция мощностей на базе крупных многопрофильных клиник. Такие медицинские хабы концентрируют научный потенциал, сочетают одновременно плановую и экстренную стационарную помощь с амбулаторным приемом и обеспечивают гораздо более высокий уровень медицинской помощи. Москва пошла именно по этому пути, по пути лидеров мировой медицины.

При этом по многим параметрам мы даже опережаем зарубежных коллег. Возьмем, к примеру, масштабы строительства и обновления медицинской инфраструктуры. В Берлине, Лондоне, Париже цифра обновляемых и строящихся медучреждений в разрезе 4-5 лет составляет 5-10 проектов. У нас этот показатель кратно выше: мы измеряем его сотнями. Взять хотя бы капремонт поликлиник, думаю, наши зарубежные коллеги были бы поражены масштабами программы.

Если мы посмотрим на уровень внедрения цифровых технологий, то и здесь мы однозначно в лидерах. Да, в мире есть проекты типа электронной медкарты и телемедицины, но настолько всеобъемлющих попросту нет. В Москве мы создаем ЭМК на каждого жителя и любого пациента, получившего медпомощь в нашем учреждении, сейчас их порядка 19 миллионов. А в Лондоне, напротив, электронные медкарты ведутся по отдельным видам медуслуг, то есть как таковой общей цифровой среды, которая создана у нас, нет. Телемедицинские технологии внедряются с небывалой скоростью, и тут мы не отстаем. Телемедицина уже стала рутинной практикой наших поликлиник. Искусственный интеллект тоже активно применяется по всему миру, а мы продолжаем самый масштабный эксперимент по внедрению компьютерного зрения в радиологию.

Персональное сопровождение, которое мы реализуем в проектах проактивного диспансерного динамического наблюдения и персональных онкопомощников, есть в отдельных направлениях медицины в Нью-Йорке и Париже, но в основном вся «персональность» ограничивается услугами для пожилых и маломобильных в формате наших соцработников.

Стоит отметить, что по схожему с нашим пути идут мегаполисы Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока.

— Есть ли в плане всех социальных преобразований столицы у вас какая-то планка, рубеж, после которого вы себе сможете сказать: все сделано, теперь все идеально, никаких преобразований больше не надо?

— Москвичи — это взыскательные клиенты, за их благосклонность постоянно нужно бороться. И за это я говорю им спасибо. Ведь в этом суть прогресса: всегда хотеть и требовать лучше, чем уже есть. К тому же постоянно появляются как новые вызовы и проблемы, так и новые решения и возможности. То, что сегодня считается прогрессивным, завтра станет будничным, а послезавтра устаревшим. Поэтому, я уверена, мы никогда не сможем остановиться и сказать «ну, вот теперь все».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах