«Темпы и объёмы строительства в Москве снижаться не будут, — рассказал мэр Собянин на своей странице ВКонтакте. — кроме 8,5 млн кв. м недвижимости (в том числе 4,5 млн кв. м жилья). Продолжим возводить метро и МЦД. По итогам года должны открыть 9 станций Большой кольцевой линии».
Сколько «Сокольников» в метро?
Корреспондент «АиФ» на прошлой неделе спустилась в «Сокольники», чтобы посмотреть, как идёт строительство БКЛ. Название станции связано в памяти с легендарной первой линией Московского метрополитена. И в вестибюле «Сокольников» красной ветки взгляд остановился на табличке: «Движение открыто 15 мая 1935 г.». Всего десятки метров отделяли станцию-старожила от новой, ещё не принявшей ни одного пассажира.
Обычно в метро забегаешь на автомате, не успеваешь оглянуться, как сидишь в вагоне. Здесь же привычного пути «турникет — эскалатор — поезд» ещё нет. В этот раз спуск на платформу долгий и непростой. Во-первых, строящаяся станция внутри напоминает офисное здание: коридоры, по которым вёл сопровождающий, петляли направо и налево, из них мы заходили то в просторный холл, то в узенькое помещение, пока не пришло время спускаться по лестнице — по ощущениям, этажей на семь вниз. А во-вторых, только у строителей получалось в полумраке ловко огибать гигантские катушки с кабелем, непринуждённо преодолевать ступеньки деревянного настила и вовремя пригибаться, чтобы пройти под трубами.
Почему видно небо?
Сюрприз поджидал на платформе, до которой мы хоть и не без труда, но добрались. Казалось, что совершили путешествие к центру Земли, но, задрав голову, чтобы оценить, насколько просторна станция и высок потолок, увидели... кусочек весеннего неба. Далеко наверху, на улице, находится вход в так называемый технологический проём: через вертикальную шахту, тянущуюся до платформы, по окончании всех работ поднимут технику и остатки стройматериалов, после чего проём ликвидируют.
«Интересно, как будет выглядеть станция, когда вы её достроите?» — спрашиваю строителя. На первый взгляд из полностью готового — лишь рельсы и надпись «Сокольники» на стене. «Да у нас всё достроено: идёт стадия отделочных работ и монтажа инженерных систем». И правда, сбитая с толку обилием строительных лесов и оборудования, я не сразу заметила очертания станции — колонны, лестницы, широкие балюстрады.
«Сокольники» БКЛ строят со значительным запасом по пассажиропотоку. Они смогут принимать по 313 тыс. человек в сутки, а в часы пик — более 31 тыс. человек в час (для сравнения: к концу 2021 г. общий пассажиропоток всех открытых участков Большой кольцевой линии составил 550 тыс. человек в сутки). Новая станция располагается на Сокольнической площади. Через северный вестибюль можно будет выйти к парку и трамвайному кольцу, а через южный — пересесть на одноимённую станцию Сокольнической линии метро.
Отделка выполнена из гранита различной расцветки. Гранит шимановский, добывали его в Амурской области. В оформлении стен и потолка добавили узнаваемые черты картин знаменитых художников-авангардистов. Как известно, признаки авангардизма — смелость и деформация формы. Столь радикальные подходы не применялись при строительстве БКЛ, но, безусловно, новизной пронизаны технологии возведения столичного метро. Работы в «Сокольниках» идут в соответствии с графиком и должны завершиться в этом году.
Кстати
- На БКЛ будет 31 станция.
- Эта кольцевая разгрузит радиальные линии метро на 30%.
- Можно будет сэкономить до 30 мин. на каждой поездке.
Какие станции самые глубокие?
«Сокольники» — часть северо-восточного участка Большой кольцевой линии, где строятся станции «Марьина Роща» и «Рижская». К слову, они — одни из самых глубоких в нашем метро. А в «Марьиной Роще» будет самый длинный эскалатор в столичной подземке — порядка 130 м.
«Северо-восточный участок сделает метро доступнее для 800 тыс. москвичей, которые получат дополнительные транспортные возможности», — считает мэр Москвы. Ощутят это горожане, живущие и работающие в Марьиной Роще, районах Мещанский, Алексеевский, Сокольники, Басманный, Соколиная Гора, Лефортово, Нижегородский, Косино-Ухтомский и Некрасовка. Кроме того, удастся обеспечить полноценную интеграцию Некрасовской линии в сеть метрополитена. Снизится нагрузка на центральные участки Сокольнической, Арбатско-Покровской, Калужско-Рижской, Калининской и Люблинско-Дмитровской веток и улучшится транспортная доступность Савёловского и Рижского вокзалов. Менее интенсивным станет движение транспорта по прилегающей улично-дорожной сети, что благоприятно скажется на экологии города.
На что пересесть с БКЛ?
Какую станцию БКЛ ни возьми, на примере строительства любой из них виден прогресс, достигнутый метростроевцами за десятилетия. В 1930-е гг. первые станции строили с помощью кирки и лопаты. Сегодня в арсенале — механизированные комплексы, тоннели прокладывают щиты диаметром 6 и 10 м. Или, скажем, сроки строительства. Большинство действующих с 1935 г. станций создавали от 3 до 5 лет. Сейчас — примерно 2,5 года, так как стало больше платформ мелкого заложения — их глубина не превышает 30 м.
Первые идеи о необходимости второй кольцевой в городе относятся к 1985 г. Но даже самый прозорливый человек не мог предположить тогда ни того, как разрастётся Москва, ни того, насколько фантастические по тем меркам технические решения применят при строительстве Большой кольцевой линии сегодня. Так технологии позволят присоединить к БКЛ новые радиусы метро: Рублёво-Архангельскую линию — на станции «Народное Ополчение», Троицкую линию — на «Новаторской», перспективную линию в Бирюлёве и Щербинку — на «Кленовом бульваре».
Со станций БКЛ можно будет сделать пересадки на 20 станций 11 других веток, 3 пересадки на МЦК, 8 пересадок на МЦД-1 «Белорусско-Савёловский» (Одинцово — Лобня) и МЦД-2 «Курско-Рижский» (Нахабино — Подольск), а также 13 пересадок на линии ж/д.
Замкнувшись, большое подземное кольцо установит московский рекорд, в 3,5 раза превысив по протяжённости Кольцевую линию метро, в которой 19,4 км. И для БКЛ длиной в 71 км это будет не единственной победой. В мировом соперничестве она тоже выйдет в лидеры (см. инфографику) — отберёт пальму первенства у 57-километрового кольца метро Пекина и умчит её в тёмную даль тоннеля, не догонишь.
Кто проверяет качество работ?
На контроле Мосгосстройнадзора сейчас находятся 98 объектов метрополитена. На прошлой неделе его специалисты совместно с сотрудниками Центра экспертиз начали 10-дневную проверку станции «Сокольники» БКЛ.
«С начала строительства в 2017 г. в „Сокольниках“ прошли 78 инспекционных проверок и 154 исследования. По результатам испытаний не зафиксировано отклонений показателей от проектной документации, — уточнил „АиФ“ председатель Комитета госстройнадзора Москвы Игорь Войстратенко. — На данном этапе мы проверяем качество бетонных конструкций, толщину бетонного слоя, класс арматуры и т. д. Эта проверка, которая продлится до 25 апреля, не последняя, до завершения всех работ по графику пройдёт ещё две. Мосгосстройнадзор следит, чтобы всё выполнялось строго в соответствии с проектом, ведь объекты метрополитена строятся в зоне очень плотной жилой застройки, и, кроме того, особого внимания эти работы требуют потому, что ведутся под землёй. Когда в Москве открывается новая станция московского метро, я беру свою семью и еду им показывать её. Никогда не боюсь, что там вдруг что-то может произойти. Я полностью уверен — всё в порядке».