Примерное время чтения: 12 минут
1261

«Умеют помогать». Евгений Стружак о том, как меняется соцзащита в Москве

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 23. Шкала планов 05/06/2024

Традиционно 8 июня в России отмечается День социального работника. Это знаковая дата для всех сотрудников системы социальной защиты, которые помогают каждому третьему жителю столицы. Среди них москвичи разных возрастов, начиная новорожденных малышей и заканчивая почтенным, «серебряным» возрастом. В эксклюзивном интервью «Аргументы и факты» министр правительства Москвы, руководитель Департамента труда и социальной защиты населения Евгений Стружак рассказал о современных подходах к социальной поддержке жителей столицы.

Дело молодых

Татьяна Румянцева, aif.ru: — Евгений Петрович, День соцработника — профессиональный праздник тех, кто всегда «на переднем крае» — помогает людям, находящимся в трудной ситуации. Расскажите, какие они сегодня — современные соцработники? Ведь они разительно отличаются от тех специалистов, которые работали в этой сфере еще лет 5-7 назад.

Евгений Стружак:  Вы правы. Еще в 2019 году образ социального работника в столице был совсем другим. Когда мы только начинали работу по изменению самой технологии оказания социальной помощи, соцработник ассоциировался с курьером, который приносит продукты и большую часть рабочего времени тратит на поход в магазин и заполнение документации. С таким функционалом времени на общение с жителем просто не оставалось. Подобные ассоциации не были привлекательными ни для людей, которые получают социальную помощь, ни для самих сотрудников.

За пять лет портрет социального работника кардинально изменился. Теперь это специалист, который проводит 80 процентов рабочего времени со своими подопечными. Все это стало возможно благодаря внедрению современных технологий в работу.

За эти пять лет портрет социального работника кардинально изменился. Теперь это специалист, который проводит 80 процентов рабочего времени со своими подопечными. Все это стало возможно благодаря внедрению современных технологий в работу: теперь доставкой продуктовых наборов, например, занимается не наш сотрудник, а специализированные сервисы. Изменился и сам подход к соцпомощи: в наши дни — это не стандартный пакет услуг, а индивидуальный набор необходимой помощи, который составляется под потребности конкретного человека.

Фото: Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы

— Что для вас лично кажется самым сложным в труде соцработника? Бывало ли такое, что, начав помогать кому-то «по работе», соцработник проникался целиком и полностью судьбой подопечного, становился ему другом, отношения с которым становились уже личными?

— На мой взгляд, наиболее сложной задачей является сочетание профессионализма и эмпатии. С одной стороны, важно сохранять «холодную голову» и не позволять, чтобы переживания приводили к стрессу и выгоранию. С другой, без эмпатии к тем, кому помогаешь, в нашей сфере работать просто невозможно.

Социальный работник становится не только незаменимым помощником, но и настоящим другом, с которым хочется поделиться сокровенным, рассказать о личном.

Наши сотрудники приходят к людям, общаются с ними, слушают их личные истории. Такой формат гораздо ближе, чем просто общение между провайдером и клиентом. Социальный работник становится не только незаменимым помощником, но и настоящим другом, с которым хочется поделиться сокровенным, рассказать о личном. Безусловно, такие взаимоотношения сближают и идут на пользу.

— Какие люди вообще сейчас работают в сфере соцзащиты? Молодежь к вам идет работать?

— С каждым годом к нам приходят все больше молодых специалистов, которые сделали осознанный выбор профессии и решили посвятить свою жизнь помощи людям.

Фото: Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы

В нашей работе невероятно важно быть не только чутким человеком, но и настоящим профессионалом. Люди, с которыми мы работаем, нуждаются в помощи, а значит наши сервисы должны полностью удовлетворять их запросы. Именно поэтому наши специалисты обладают определёнными навыками, умеют помогать правильно и своевременно.

С каждым годом к нам приходят все больше молодых специалистов, которые сделали осознанный выбор профессии и решили посвятить свою жизнь помощи людям.

Почти 16 лет работает Институт дополнительного профессионального образования работников соцсферы, где наши специалисты регулярно повышают компетенции и квалификацию. Московский колледж социальных профессий им. Е.И. Холостовой готовит профессионалов социальной сферы уже 30 лет. Это единственное учреждение в России с такой специализацией. Студенты осваивают профильные предметы, в том числе психологию, профессиональное самоопределение, эффективные коммуникации, социокультурную деятельность, цифровые системы, сурдокоммуникации, учатся оказывать первую помощь и работать со старшим поколением, людьми с инвалидностью, детьми и всеми, кто нуждается в поддержке.

— Как вы думаете, какой столичный опыт в сфере соцзащиты является образцом для появления аналогичных инициатив в регионах?

— Самым известным таким проектом, конечно, является «Московское долголетие». Для старшего поколения мы первыми в России сформировали полноценную экосистему образования, оздоровления и развития. Включили в работу проекта почти всю городскую инфраструктуру — учреждения спорта, культуры, транспорт и другие. В реализацию проекта сейчас вовлечены более 1,3 тысячи организаций-поставщиков. Причем это не только государственные учреждения, но и коммерческие организации. Участникам «Московского долголетия» доступны лекции в лучших музеях, университетах, кинотеатрах и других современных пространствах города. Среди партнеров проекта МГУ, ВШЭ, Музей Москвы, сети кинотеатров «Каро» и «Москино», Московский зоопарк, киностудия «Союзмультфильм», Сбер и другие. За шесть лет работы проект объединил более 570 тысяч москвичей старшего поколения. Удалось создать обширную сеть центров московского долголетия — сегодня это 120 современных пространств по всему городу. За шесть лет работы «Московского долголетия» мы провели рабочие встречи с представителями большинства регионов России. На них мы рассказываем обо всех юридических и финансовых нюансах реализации проекта — работа с поставщиками, контроль качества услуг, взаимодействие с участниками, привлечение жителей в проект и многое другое.

Фото: проект «Московское долголетие»

Ещё один важный для нас проект, которым мы по праву гордимся, «Социальная помощь в больницах». С 2021 года пациентам московских больниц помогает служба социальных координаторов. Такие специалисты взяли на себя решение важных немедицинских вопросов и психологическую поддержку госпитализированных горожан. Соцкоординаторы комплексно изучают жизненные обстоятельства пациентов и предлагают персональный маршрут помощи. Для решения проблем подключаются также организации нашего Департамента и другие городские службы.

Сейчас продолжительность жизни москвичей приблизилась к 79 годам. Это позволяет говорить об успехе наших систем здравоохранения, социальной помощи.

— А Москва перенимает что-то из мирового опыта?

— Меры соцподдержки и социальная помощь развиваются повсеместно и это находит отражение в столь важном показателе, как средняя продолжительность жизни. По всему миру эта цифра растет, и Москва идет в ногу с данной тенденцией: сейчас продолжительность жизни москвичей приблизилась к 79 годам. Это позволяет говорить об успехе наших систем здравоохранения, социальной помощи, которые вбирают в себя лучшие мировые практики и наши собственные наработки.

Под любой запрос

— А есть ли какие-то уникальные услуги, о которых, возможно, знают еще не все москвичи?

— Есть проекты, которые существуют не так давно. Но мы стараемся максимально широко информировать москвичей о том, что есть разработанные нами сервисы практически под любой запрос и любую сложную ситуацию.

Мы стремимся сделать жизнь в городе комфортнее, а оказание услуг — доступнее. Например, в рамках расширения системы поддержки горожан по вопросам родственного и долговременного ухода мы запустили уникальный проект «Школа родственного ухода». Люди нередко сталкиваются с необходимостью ухода за близким человеком, потерявшим способность к самообслуживанию. В таких случаях важно своевременно получить необходимую информацию и знания, чтобы перестроить свою жизнь и жизнь близких. На занятиях рассказывают не только о правильном уходе за родственником, но и о том, как при этом правильно выстраивать коммуникации внутри семьи, как комфортно и безопасно обустроить пространство в квартире и как самому оставаться в ресурсном состоянии и избежать эмоционального выгорания.

Еще один пример — служба ранней помощи, специалисты которой помогают семьям с малышами с особенностями здоровья выявлять и своевременно корректировать состояние детей с рождения и до трех лет. В настоящее время в городе развернута сеть отделений службы, где помогают выстроить индивидуальную программу помощи с привлечением междисциплинарной команды специалистов не только для детей, но и родителей. Важный показатель эффективности работы Службы ранней помощи, о котором сегодня с гордостью можно говорить, — это то, что 40% наших детей переходят на обучение в дошкольные учреждения, у 16% детей показатели здоровья приближаются к норме. Отдельно хочу отметить, что не зафиксировано ни одного отказа от ребенка в семьях, участвующих в проекте!

Фото: Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы

Важно понимать, что цифровизация в нашей сфере направлена не на замену сотрудников роботами и нейросетями, а на то, чтобы максимально освободить их от технических, организационных вопросов и максимально приблизить к людям, которым они помогают.

— Как вы представляете себе сферу соцзащиты в Москве к 2030 году? В каком направлении она развивается, куда держит курс?

— Продолжаем курс на цифровизацию всех процессов, и сфера соцзащиты не станет исключением. Уже сейчас мы активно используем современные сервисы и электронные устройства для оптимизации работы и повышения качества услуг. Но важно понимать, что цифровизация в нашей сфере направлена не на замену сотрудников роботами и нейросетями, а на то, чтобы максимально освободить их от технических, организационных вопросов и максимально приблизить к людям, которым они помогают. Я считаю, что ни один гаджет никогда не заменит наших коллег, ведь в нашей сфере невероятно важны человечность, сопереживание, эмпатия, на которые не способен ни один робот. Человеку всегда нужен человек.

Фото: Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах