Дмитрий Рогозин, который в правительстве отвечает за космос, объявил, что Россия в этой сфере отстала от США. Экономический помощник президента А. Белоусов сообщает, что число «новых бедных» за последние два года увеличилось на 5 млн и продолжает расти. Руководство Минсельхоза открыто предупреждает: бесплатного супа для бедных не будет. Тревогу бьют социологи - более 40% российских топ-менеджеров не скрывают намерений уехать из России: нет возможностей для бизнеса. С жёстким анализом состояния российской экономики недавно выступил и первый вице-премьер И. Шувалов.
Но хитом разговорчиков в строю стал, конечно же, ответ Д. Медведева на вопрос крымской старушки, будут ли повышаться пенсии. «Денег нет», - ответил премьер-министр. По этому поводу в СМИ даже возникла полемика: а следовало ли высказываться столь откровенно? Не лучше ли было успокоить старушку какими-нибудь благостными рассуждениями о том, как Россия встаёт с колен? Большинство аналитиков тем не менее сошлись во мнении, что Д. Медведев «просто сказал правду». Ну и молодец…
Потребность правды
В чём причина такой откровенности? Причин несколько. Экономическая ситуация в стране действительно тревожная и малопредсказуемая. И если она не рассосётся в ближайшие годы, то кому-то придётся за это отвечать. Потребуются козлы отпущения. И тогда разговорчики в строю могут по-служить для высшей элиты неким самооправданием: «мы же говорили», «мы предупреждали». Налицо попытка заранее снять с себя ответственность.
Другая причина в том, что умалчивать правду стало попросту невозможно. 80% населения на собственном кошельке и обеденном столе стало ощущать тяготы жизни. По свидетельству близкого к правительству социологического центра ВЦИОМ, россияне «осознают новые экономические реалии», а половина населения «не исключает и более тяжёлых времён». Ситуация такова, что страна просто нуждается в правдивом разговоре власти с народом.
Но говорить трудно не только с народом, но и между собой. Единства мнений о состоянии страны и перспективах развития нет даже среди ведущих экономистов. Одни говорят, что пик пройден, наступило равновесие и показатели вот-вот пойдут вверх. Другие утверждают, что страна лишь нащупала дно. Но на дне много тины. Пессимисты вообще считают, что России потребуются годы (3-5-10 и даже 15 лет), чтобы вернуться на стадию уверенного роста.
Сумятица царит в банковском секторе. О её степени свидетельствует, в частности, только что проведённый «стресс-тест» нашей банковской системы. Весьма показательно, что тест на устойчивость денежной системы проводился с учётом весьма негативных параметров: при стоимости нефти 25 долл. за бочку и при падении ВВП на 2,4%. Рассматривался и более жёсткий сценарий, при котором курс рубля может упасть ниже 80 рублей за доллар. Хорошая новость: даже при таких сценариях банковский сектор (при условии его господдержки) достаточно устойчив. Краха не предвидится. Но есть и плохие новости: то, что подобные сценарии вообще рассматриваются.
Тайная вечеря
Разговорчики в строю усилились и в связи с тем, что президент поручил бывшему министру финансов и своему доверенному экономическому авторитету Алексею Кудрину разработать программу устойчивого экономического роста. «Это заказ президента. Программа должна быть готова к лету 2017 г.», - уточнил Кудрин. То, что это заказ президента, - хорошо. Плохо то, что А. Кудрин вместе со своим мозговым Центром стратегических разработок попросил на подготовку антикризисного плана целый год. Почему же так долго? Ведь все исходные данные известны. А дискуссия о том, что делать, идёт не первый год. Невольно возникает подозрение: а не лукавит ли глава Центра стратегических разработок? Не пытается ли искусственно оттянуть срок выдачи новой стратегии?
Опасения А. Кудрина и его команды вполне объяснимы. На днях он сделал важное уточнение: его команде предстоит показать президенту и разъяснить стране «карту рисков», без понимания которых ни написание стратегии, ни тем более её реализация невозможны. А между тем публичное озвучивание «карты рисков» - дело весьма рискованное. Дело в том, что эти риски, по сути дела, не нужно и выявлять. Они известны.
Это чрезмерно разросшееся, малокомпетентное и корыстолюбивое чиновничество, превращающее Россию из живой и талантливой страны в сонное царство бюрократического капитализма. Это масштаб коррупции, поднявшейся до самых верхов. Ведь не проходит и недели, а то и дня, чтобы не появлялись сообщения об отстранении от должности и об арестах губернаторов, мэров и других высоких гражданских и военных чинов. Это разворовывание госбюджета и региональных бюджетов. Это повсеместная система откатов и экономического рэкета руками силовиков. Это, наконец, отсутствие ротации кадров, приведшее к тому, что в течение десятилетий на политических подмостках мелькают одни и те же люди, главным достоинством которых считается не компетентность, а лояльность.
«Каникулы на год», которые попросил А. Кудрин, - это своего рода тайное признание того, что «карта рисков» страны опасно перенасыщена и что для ликвидации хотя бы части этих рисков ресурсов команды Кудрина недостаточно. Для публичной презентации «карты рисков» и последующей санации (если хотите - «чистки») нужны волевые решения на уровне президента.
Отсрочка на год, затребованная А. Кудриным, - своего рода испытательный срок, а точнее - запрос: последуют ли в течение года эти решения? Если политических решений не будет, то обещанная новая стратегия останется в лучшем случае разговорчиками в строю. А в худшем будут пресечены и разговорчики.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции