Примерное время чтения: 5 минут
4998

Есть ли у нас план?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 23. Откровения Анны Нетребко 08/06/2016
Абел Аганбегян.
Абел Аганбегян. Коллаж АиФ

Абел Аганбегян, академик РАН, завкафедрой РАНХиГС

Бюджет - не главное

Основное внимание у нас обращено не на результаты социально-экономического развития, а на расход средств по статьям бюджета. Вся система направлена на удовлетворение интересов казны, застрельщиком чего выступает Минфин. Именно это ведомство играет в реальном управлении со стороны государства главную роль. А ключевым документом государственного управления стал федеральный бюджет. Минфин его составляет, его выполняет и сам себя контролирует, но при этом не отвечает за результаты постатейных расходов бюджета.

Между тем доходы федерального бюджета, например, за 2015 г., в сравнении с объёмом ВВП составляют всего 15% от этого показателя, а расходы - 16%. Доля инвестиций бюджета в основной капитал (основной источник социально-экономического роста) просто смехотворна - только 7%. Иными словами, наше социально-экономическое развитие мало зависит от федерального бюджета. Характерный пример: правительство вот уже несколько месяцев не может найти каких-то 300 млрд руб. для выполнения мер антикризисной программы для всей России. Но эта сумма - лишь доля процента с точки зрения влияния на экономический рост. При этом в другой руке государства - активы госбанка ВТБ, 14 трлн руб. В Сбербанке лежит 22 трлн руб., что в 1,5 раза больше всего федерального бюджета. И бюджет, и деньги банков - под контролем государства, но тратятся эти средства разрозненно, без единой цели. 

Отдельно от госбюджета и от госбанков действуют крупнейшие госкорпорации. Инвестиции, например, «Газпрома» не уступают инвестициям всего федерального бюджета и, пожалуй, даже сильнее влияют на народное хозяйство. Но они расходуются в интересах этих госкорпораций, вне связи с госбюджетом и кредитной политикой госбанков. Таким образом, какой-либо единой инвестиционной, финансовой политики государства, нацеленной на развитие нашей страны, просто не существует. Если бы она у нас была, мы бы не вырыли сами себе яму стагнации (застоя экономики) и рецессии (спада). Как известно, без каких-либо видимых причин после экономического роста в 2010-2012 гг. Россия, единственная из стран, вдруг остановила развитие (см. инфографику). И это - до Крыма, санкций, падения цен на нефть и девальвации рубля.

Главную роль в ухудшении социально-экономической обстановки в нашей стране сыграло сокращение по всем линиям государственных инвестиций в 2013-2015 гг. Это дружное, как по команде, сокращение не было, разумеется, целевой установкой единой экономической политики нашего государства. Потому что такой единой политики не было и нет. Более того, программный указ президента РФ В. В. Путина от 7 мая 2012 г. «О долгосрочной государственной экономической политике», где было предусмотрено увеличение доли инвестиций в ВВП до 25% к 2015 г., руководители гос­органов просто проигнорировали. Инвестиции, наоборот, сокращались. А ведь инвестиции - это вложение в будущее, и их ожидаемое сокращение на 14-16% в 2013-2016 гг. потянет экономику вниз в 2017-2020 гг. 

 

Новая политика

Из всего этого следует поучительный урок для нашей власти. Чтобы возобновить социально-экономический рост, нужно перейти к единой, целеустремлённой экономической политике: от снижения инвестиций - к их форсированному росту по 8-10% в год. Речь идёт не только об инвестициях в основные фонды (машины, оборудование, здания, сооружения и т. д.), но и о вложениях в «экономику знаний» (научно-исследовательские работы, образование, информационные и биотехнологии, здравоохранение) - главную составляющую человеческого капитала. Именно соединение этих двух главных источников экономического роста позволит нам обеспечить успешное социально-экономическое развитие. 

Для осуществления единой экономической политики нужен единый государственный план, охватывающий все стороны госсобственности. Именно госпредприятия и организации создают 65-70% нашего ВВП. В таком плане главенствующее место займёт единая финансово-кредитная политика, нацеленная на достижение конкретных и весомых целевых показателей. И только в рамках этой единой целевой политики правительство, а не Минфин должно составлять госбюджет - обязательно с ориентацией на достижение поставленных целей по каждой статье расхода бюджетных средств.

Именно таким образом нужно переориентировать государственное управление, проведя его реформу.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (7)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах