Заявления об увольнении специалистов онкоцентра им. Блохина вновь привлекли внимание к низким зарплатам российских врачей.
Глеб Кузнецов, политолог:
Читаю заголовки и вижу: коллектив очередного медучреждения нашей необъятной пригрозил увольнением, если им наконец не начнут оплачивать по закону сверхурочную работу. На этот раз в Перми. А в столичном онкоцентре доктора составили график своих увольнений, «чтобы не ставить под угрозу жизнь пациентов». Министерство обвинило их в нарушении «этики и деонтологии», а присланная комиссия полностью встала на сторону администрации. Это, конечно, со слов СМИ. Комиссия по факту будет работать до 10 октября. Но я поймал себя на мысли, что мы упускаем одну очень важную и вроде бы лежащую на поверхности логику конфликта и в Онкоцентре им. Блохина, и в Тагиле некоторое время назад, и в Перми сегодня, а по ощущениям – везде. Это логика классовая. Шутка в том, что администраторы здравоохранения в субъектах и администрируемые ими доктора вдруг стали относиться к разным социальным классам.
Вот мы видим докторов на записи в Ютьюбе, которые демонстрируют зарплатные квиточки с суммами в немногие десятки тысяч рублей. А вот мы смотрим на декларации их дорогих боссов. Гектары в Европе или США с домом, квартира у несовершеннолетних детей там же. Суммы во многие миллионы рублей дохода официального и вдруг возникающая выплата в 70–100 миллионов у руководителя или его супруги. Мне не жалко, пусть зарабатывают, но будьте справедливы к тем, кто работает рядом с вами.
Руководители институтов, доктора-профессора, главврачи – люди, ни дня не бывшие нигде, кроме как на службе, являются официальными долларовыми миллионерами. Те, кто ещё в 2010 г. показывал в лучшем случае авто RAV4, сегодня имеют парк «мерседесов», не меняя названия своей должности.
Вот мы и пришли к тому, к чему пришли. За столом друг напротив друга – в Москве, Тагиле, Перми и т. д. – сидят не коллеги, не люди, делающие одно дело, а самые что ни на есть классовые враги в хардкорно марксистском понимании. Разрыв в доходах между специалистами и администраторами не просто плохо сказывается на состоянии здравоохранения и социальной сферы вообще. Бюджетная олигархия, выросшая на двух китах – возможности самостоятельно управлять зарплатами в рамках своих учреждений и доступе к госзакупкам, – начинает создавать, как мы видим по тому же Тагилу, вполне себе политические риски.
И решение вопроса может быть только политическое. Необходимо пересмотреть принципы назначения зарплат в бюджетных учреждениях, ограничив аппетиты начальства и его клиентелы и дав доступ специалистам к увеличению дохода.