Александр Шершуков, секретарь Федерации независимых профсоюзов:
— Как следует из того же опроса, за советскую политическую систему выступают 37%, за нынешнюю — 23%, за западную демократию — 13%.
Таким образом, заявив рыночным отношениям и западной демократии что-то в стилистике группы «Ленинград» («а тебя я не люблю — ехай...»), граждане нынешней России либо хотят государственной заботы о себе, либо уже даже не знают, чего хотеть. Их можно понять. И дело даже не в том, что за 25 лет в стране много чего украли. Крали и до этого. Пусть в меньших размерах (возможно, из страха перед Богом или ОБХСС), но крали. Существенно другое: в советские времена акт кражи не подавался как дело чести и геройства. Директора гастронома «Елисеевский» расстреляли по делу, за которое сегодня дадут в лучшем случае «двушечку», а то и условно, иначе тут же поднимется крик про «кошмарят бизнес». Анекдотов про «подвиги» казнокрадов советских времён как-то не сложилось — в отличие от анекдотов про новых русских.
Ровно так же не стала гимном и «песня о рынке» — с нею 25 постперестроечных лет выступали приличные люди в очках и с дипломами солидных институтов. Четверть века бывшим советским гражданам внушали, что путь в светлое будущее — это «МММ», ваучер, приватизация, залоговые аукционы, снова приватизация, ГКО, ВТО, оптимизация, трансферты системообразующим банкам — и новая приватизация. Что каждое из перечисленных понятий серьёзно улучшит экономическое положение каждого россиянина и страны в целом. И по каждому из понятий, мягко говоря, обманули. Или, скажем так, кое-чего недоговорили. Положение улучшилось, но — у 1-5% от всех проживающих в нашей «коммуналке» (в эти проценты как раз и входили те самые приличные люди).
Но какая же это жизнь?!
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Потребительская анорексия. Как кризис вынудил россиян экономить на всем
Ещё глубже вниз. Эксперты ухудшили свои прогнозы по российской экономике
Как стать миллионером? Умение зарабатывать передается по наследству
Унижение копейками
Кризис доверия. Почему россияне не едут в деревню