Дмитрий Малин, 79 лет, замначальника технического отдела ООО «Волтера», г. Волжский Волгоградской обл.
60 лет назад я пришёл на завод - и остался. Потому что было интересно работать. Потому что, коль влез в это дело, значит, надо добиться совершенства. Потому что прижился. Потому что работа стала вторым домом.
Раньше в государстве рабочий коллектив - это была сила. Работать в коллективе с многолетними традициями было почётно. И в общем-то прибыльно. Гарантированное финансовое вознаграждение за ударный труд - раз. Обеспечение сначала общежитием, затем, по мере надобности, малосемейкой, а когда семьёй обзавёлся, то и благоустроенной квартирой - это два. Дети летом практически бесплатно поедут в пионерский лагерь или на экскурсии по России - это три. Не дай бог травму на производстве получишь, тебе тут и медсанчасть, и санатории для восстановления здоровья - четыре. Одним словом, была уверенность в завтрашнем дне.
Помню, как в советские времена ещё совсем молодым инженером при окладе в 120 руб. обращал внимание на стариков, которые возле дома с утра до вечера резались в домино. Мужики заработали себе приличные пенсии от 120 до 132 руб. и теперь отдыхают. И я понимал: придёт моё время, и я буду так же отдыхать. Только для этого сперва нужно выработать стаж, вырастить-выучить детей. И завод мне в этом поможет.
Сейчас же у нас на предприятии все трудящиеся в основном старше 50 лет. Молодых не больше 10%. Хотя выпускаем мы вполне востребованный товар: сушилки для овощей и фруктов по последнему слову техники, активаторные стиральные машины, кормушки и поилки для кур, жарочные шкафы типа микроволновок. Это отечественное производство, не какой-то Китай! Но молодёжь на завод привлечь невозможно, потому что нет стимула. Зарплата копеечная. Карьерные перспективы сомнительные. На заводе сейчас никто никого ничему не учит. А раньше при заводе было ПТУ, вечерние курсы, обучение внутри завода, так называемое наставничество. Человек же всю жизнь чему-то должен учиться, ему должно быть интересно работать. Как это ни наивно звучит, но мы верили в коммунизм, в счастливое завтра и строили его. Вот и сидим теперь на своих 14 тыс., работая до последнего, потому что замены нам нет. И не найдётся, пока государство всерьёз не озаботится подъёмом престижа рабочей профессии - и морального его аспекта, и материального.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции