Доктор экономических наук, профессор Дмитрий Валовой
Лживые показатели
Под маской рынка в экономике орудуют авантюристы типа Сороса, сколотившего на спекуляциях 26-миллиардное состояние. Либеральное требование «возвращения свободной конкуренции» представляет собой гремучую смесь невежества и корысти. Ещё век назад монополии похоронили свободный рынок и установили монополистическую конкуренцию, которая привела к мировому экономическому кризису 1929-1930 гг. Кризис проходил на фоне бурного развития экономики в СССР. Наш опыт использовали для спасения капитализма: по инициативе президента США Франклина Рузвельта было введено государственное регулирование экономики.
Но в процессе погони за более высокой прибылью в мире началось бегство капитала из реальной экономики в сферу торговли и финансов, что вело к падению темпов. Как это скрыть? Тогда было отвергнуто положение политэкономии, что источником и мерой богатства является труд, создающий товары и услуги. И решено, что любой труд производительный и чем выше доход, тем производительнее труд. В итоге мошенники и торгаши стали «цветом нации», так как их «вклад» в создание ВВП значительно больше, чем у предпринимателей. Теперь же неолибералы «создают» ВВП не только путём финансовых операций, но и в сфере госуправления и армии, в школах и больницах, кабаках и детских садах, в храмах и ритуальных заведениях. Поэтому уже почти половина мирового ВВП - фальшивая. Аферы и мошенничество маскируют изъятие из реальной экономики десятков триллионов долларов.
Накручивание фальшивого ВВП продолжается и в России - за 5 «стабилизационных» лет, с 2011 по 2015 г., его объём увеличился с 60 до 80 трлн руб., то есть он вырос на 25%. В реальной экономике создано 44% ВВП, а в сферах, где никакой стоимости не создаётся, - 56%. Среди них лидируют финансовая деятельность и операции-махинации с недвижимым имуществом - 20%. На втором месте - торговля, рестораны и развлекательные шоу - 14%. Третье место занимают налоги на продукты - 11%. А удельный вес сельского хозяйства в структуре ВВП, где создаются эти продукты, всего лишь 4%!
Лауреаты Нобелевской премии Джозеф Стиглиц, Амартия Сен и известный французский экономист Жан-Поль Фитусси опубликовали доклад «Неверно оценивая нашу жизнь. Почему ВВП не имеет смысла?». В 2016 г. Джозеф Стиглиц критиковал непригодность показателя ВВП на Давосском форуме. Однако этот показатель по-прежнему считается мерой эффективности экономики!
Аферисты одурачили мир
Существует две формы производства благ - натуральная и товарная. В первой производитель является и потребителем, а во второй между ними появился рынок. На практике это означает, что между производителями и потребителями появилась сеть магазинов, супермаркетов и т. д. При товарном производстве экономика становится рыночной. А в научном, теоретическом смысле - стихийной. Все работают на всех - неизвестно, на кого конкретно. В науке термин «рынок» со времён Адама Смита - синоним слова «стихийность». Понятие «рыночная экономика» впервые появилось в 1920-е гг. для отличия плановой экономики в СССР от стихийной в капиталистических странах. Но объём плановой системы в развитых государствах ныне колеблется от 70 до 80%. Рыночной экономики в прежнем виде давно нет, и требовать её возрождения - сущий бред.
Аферы и мошенничества извращают сущность рынка. Сегодня только 5% рыночных операций отражают реальное движение товаров и услуг, а 95% - это аферы. Благодаря этому из реальной экономики мошенники вывели и омертвили во дворцах, в яхтах, золотых унитазах, бриллиантовых бюстгальтерах и других предметах роскоши или спрятали в офшорных зонах капиталы на сумму, кратно превышающую объём мировых инвестиций. В этом главная причина спада темпов роста экономики, увеличения безработицы и сокращения спроса. Таким образом, извращённый рынок вкупе с фальшивым ВВП гробят экономику, а в конечном счёте могут привести к краху нашей цивилизации.
Уолл-стрит и банки разорили миллионы фермеров и машиностроителей. В ноябре 2008 г. главы трёх гигантов американской экономики - «Дженерал моторс», «Форд» и «Крайслер» - обратились к конгрессу с просьбой о спасении. В 2013 г. столица машиностроителей Детройт обанкротилась и ныне представляет печальное зрелище. Его население сократилось в 2,5 раза. В развалинах многих домов проросли деревья, преступность зашкаливает. Теперь Трамп обещает возродить промышленность.
В России наряду с закрытием и ликвидацией многих заводов серьёзно пострадали агропром и лёгкая промышленность. Треть пашни зарастает бурьяном и кустарниками. Поголовье крупного рогатого скота и свиней сократилось в 2,5 раза. Импорт продовольствия давно достигает 60%, импорт одежды составляет 80%. Лёгкая промышленность производит одно пальто на 112 человек и одну куртку на 50 человек.
Без государства - хаос
В условиях монополизации экономики стихийное развитие её практически исключено. Но «вашингтонский консенсус» предлагает государствам приватизацию всего и вся и невмешательство в экономику. Получается, что национальные экономики отдаются на откуп транснациональным корпорациям. При этом развитые государства, особенно США, вопреки рекомендациям, которые сами раздают другим странам, неуклонно расширяют и углубляют госвмешательство. Согласно законодательству США регулированием экономики занимаются 6 из 12 министерств, 25 из 45 агентств, 5 из 9 подразделений управления президента. Деятельность этих органов охватывает практически все отрасли хозяйства. Госбюджетом США предусмотрено финансирование 3200 научно-технических, экономических и социальных программ. Согласно официальной статистике, США размещают 14-15 млн госзаказов, стоимость которых колеблется от 2 тыс. до 15-20 млрд долл., а по контрактам на 5-10 лет сумма достигает 100-120 млрд долл. В контрактной системе занято более 400 тыс. человек. Это в 10 раз больше, чем в системе Госплана, Госснаба и министерств СССР, вместе взятых.
Евросоюз по регулированию экономики затмил даже плановую советскую систему. Вплоть до того, что рационы для животных устанавливаются Брюсселем для всей еврозоны. Япония разрабатывает 12 тыс. общегосударственных плановых балансов. Это в 30 раз больше, чем их было в Госплане СССР.
Лидеры развитых стран понимают, что партнёрское взаимодействие между рынком и государством возможно не более чем между козлом и капустой. И потому сдерживают полное разграбление экономики рыночными авантюристами.
Ельцин с Гайдаром по рекомендации Запада вытолкнули государство из экономики и получили дефолт 1998 г. К счастью, тогда рамки приватизации были ограничены, что спасло для государства солидные ресурсы. Нынешняя приватизация по всем параметрам затмила ваучеризацию. Она ускорит развал российской экономики…
Что делать?
Негативное состояние мировой и российской экономики политики и учёные объясняют кризисом. Но происходит не обычный кризис, а крах мирового экономического порядка. Он будет волнообразно продолжаться до полного развала мирового хозяйства, если не будет создана новая мировая финансово-экономическая система. В 2012 г. одни учёные заверяли, что кризис преодолён, а другие доказывали, что он продолжается. Ясность в спор внёс председатель Банка Англии Мервин Кинг. Он объявил: «При нынешнем кризисе будет жить несколько поколений». Развал - процесс затяжной: вспомните, как долго длился развал монархических систем. Однако всё равно времени для спасения экономики остается всё меньше и меньше. В этих условиях Евразийский экономический союз может и должен проявить инициативу создания новой мировой финансово-экономической системы в содружестве со странами ШОС и БРИКС.
Основой нового экономического порядка и международной интеграции, по моему убеждению, должно быть национальное государство. Частные корпорации не могут не бороться за повышение прибыли, а международные организации защищают интересы своих создателей, о чём свидетельствуют аферы с резервными валютами и бюрократические махинации в правилах международной торговли. И только государство ради самосохранения вынуждено создавать условия для выживания населения.