Никита Кричевский, доктор экономических наук, профессор:
— Таких щедрых в Соединённом Королевстве насчитали 56%. А много ли у нас наберётся тех, кто готов пожертвовать частью своих доходов ради бюджетников?
В марте этого года ВЦИОМ задал жителям России схожий вопрос. Но только сформулировал его некорректно и трусливо: «Есть предложение повысить НДФЛ, а дополнительно собранные деньги направить на повышение будущей пенсии или на поддержку отечественного здравоохранения». Мол, согласны ли? Большинство, практически идентичное британскому (55%), ответило, что да, согласно. Не заметив при этом очевидного подвоха: львиная доля пенсионных выплат и расходов на здравоохранение финансируется не из региональных бюджетов, куда поступает подоходный налог, а из ПФР (на худой конец, НПФ) или фондов обязательного медицинского страхования.
Если уж спрашивать людей, то не о повышении подоходного налога, а об увеличении тарифов обязательных взносов, средства которых в отличие от налогов возвращаются застрахованным. Именно маленькие страховые тарифы (к слову, самые низкие в Европе) вкупе с сохраняющимися зарплатами в конвертах — главные причины нищенского пенсионного обеспечения и часто отвратительного медобслуживания. И плоская шкала подоходного налога здесь ни при чём.
Однако даже столь косная постановка вопроса показала, что наше общество в отличие от противящегося правительства и боязливых социологов готово к повышению социально необходимой фискальной нагрузки.
Но это для наших социологов, чьё финансирование во многом зависит от того же правительства, слишком смелый шаг. Вдруг министры останутся такой инициативой недовольны?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции