Владислав Иноземцев, д. э. н., завкафедрой мировой экономики факультета государ-ственного управления МГУ им. М. В. Ломоносова.
Правительство утвердило новую редакцию госпрограмм, на которые до 2020 г. потратит 80 (!) трлн рублей.
Сама по себе цифра поражает - она означает, что за 7 лет по данным направлениям предполагают израсходовать 5 федеральных бюджетов. Не менее странно выглядят и отдельные цели расходов.
Миллиарды - в рейтинги
Например, до 2018 г. 1,55 трлн руб. направят на реализацию программы «Управление федеральным имуществом», хотя имущество и так должно приносить доход, а не требовать дополнительных трат. Правительство снова побаловало себя расходами и на забытую было модернизацию: 444,5 млрд руб. выделят на подстёгивание «инновационного сценария развития», «снижение административных барьеров в экономике», «создание условий для свободы предпринимательства и конкуренции» и «сбалансированное пространственное развитие РФ».
Цели - повышение с 9,2 до 25% доли организаций, осуществляющих технологические новации, продвижение России в рейтинге Doing Business (оценивает условия ведения бизнеса в той или иной стране. - Ред.) со 120-го на 20-е место к 2018 г. и рост занятости на малых и микропредприятиях.
Однако 444,5 млрд руб. (12,5 млрд долл.) только на инновации - ничто. Для сравнения: в США бюджет тратит лишь на один инновационный сектор - Национальные институты здоровья - более 30 млрд долл. в год, причём без всяких «распилов». У нас же средства будут распылены между разными подпрограммами, и их движение заинтересует скорее не экономистов, а прокуроров.
Продвижения в рейтинге Doing Business на 100 позиций менее чем за 10 лет удалось добиться лишь Грузии - в ходе радикальных реформ и в условиях помощи со стороны Запада. Мы сейчас входим в полосу экономической «закрытости», страна столкнётся с нехваткой кредитных средств и экспортными ограничениями, так что наши позиции в большинстве рейтингов лишь ухудшатся.
Снять с «ручника»
В мире накоплен большой опыт инновационных прорывов. Например, поддержка компаний, которые экспортируют промышленные товары, и ужесточение отношения к тем, кто неконкурентен на мировом рынке. Это основа японского прорыва 1960-х и 1970-х. Но мы к этому не готовы: нам милее сохранение убыточных моногородов и поддержка «государственных чемпионов».
Другой вариант - введение стандартов, когда в оборот поступает бензин более высоких марок, запускаются в серию новые двигатели, отметаются старые строительные нормы. У нас же государство традиционно стоит стеной на этом пути: Строительные нормы и правила (СНиПы) 1970-х годов хороши тем, что за неизбежное отступление от них можно собирать мзду, а решение о переходе на бензин стандарта Евро-3 в 2011 г. торпедировала... «Роснефть».
Можно, если ничего не помогает, просто поощрять конкуренцию, чего в России с её «национальным поисковиком», «национальной платёжной системой» и, разумеется, главным «национальным достоянием» как не было, так и нет.
Сама экономика России - снижение темпов её роста с 4,9% в первом квартале 2012 г. почти до 0% в наши дни - даёт простые ответы на все вопросы. Чтобы «машина» поехала быстрее, не снять ли её с «ручника»: уменьшить число чиновников, облегчить ведение бизнеса, снизить налоги? И для этого не нужно тратить миллиарды, зато в итоге могла бы получиться бюджетная экономия...
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Правительство включило «Сколково» в госпрограмму по экономическому развитию
В России утверждена госпрограмма по развитию судостроения
Правительство приняло госпрограмму по развитию Северного Кавказа на 2,5 триллиона рублей
Минздрав лишит финансирования регионы, плохо расходующие средства
Совет Федерации планирует потратить на модернизацию сайта 8,5 млн руб