В начале апреля количество рейсов по всему миру сократилось на 80%, сообщила Международная ассоциация воздушного транспорта. Из-за пандемии коронавируса государства ограничили внешние пассажирские перевозки. Россия закрыла границы с 30 марта.
Когда ограничительные меры будут сняты, сейчас сказать невозможно, а между тем впереди лето, и у многих соотечественников на руках билеты в Турцию, Испанию или Грецию, купленные задолго до вспышки COVID-19. Авиаотрасль признана одной из наиболее пострадавших из-за пандемии коронавируса: перевозчики сокращают пилотов и стюардесс, вместо денег за возврат билетов предлагают сертификаты или ваучеры, порой просто игнорируют клиентов. Как «выбить» из авиакомпании средства, рассказывает АиФ.ru.
Не всегда невозвратные
Месяц назад, когда власти только начали вводить ограничения на внешние перелеты, авиакомпании без проблем возвращали пассажирам деньги. Например, наша читательница Мария Т. должна была поехать в Дубай с 4 по 8 апреля. Билеты девушка покупала в феврале за 16 707 рублей.
«Билет в Дубай я покупала на сайте посредника — сервиса kupibilet — с сервисным сбором, обратный — на сайте авиаперевозчика „Победа“. 18 марта Дубай закрылся для иностранцев, рейсы были отменены. В этот же день я получила письмо от сервиса об отмене рейса и возврате средств. Деньги вернулись сразу, но не все: 156 рублей сбора платежной системы и 492 рубля сервисного сбора за оформление билета я не получила. 20 марта в полном объеме вернулись деньги от „Победы“», — рассказала Мария АиФ.ru.
А москвичка Ольга Т. еще осенью купила билеты на Кипр у авиакомпании «Аэрофлот» с вылетом в конце апреля. «Когда стало известно, что Кипр закрылся, но „Аэрофлот“ еще не отменял рейсы, возврат можно было оформить онлайн, но теряя по 3 тысячи рублей с каждого билета. Я решила дождаться отмены рейса. После того как Россия закрыла границы, возврат на сайте авиакомпании стал недоступен. Но информирования об отмене еще не было. Я прочитала на АиФ.ru о проблемах с возвратом денег агентам, позвонила в „Аэрофлот“. Дозвонилась с первой попытки, мне сообщили, что рейс будет отменен, предложили сделать возврат денежных средств. Однако никакой квитанции о возврате не предоставили, сказали, что это невозможно. Просили ждать возврата от 5 до 30 дней», — делится Ольга.
Если отказ от полета связан с тем, что авиакомпания отменила рейс, в том числе в связи с закрытием границы со страной, необходимо в первую очередь получить подтверждение отмены, говорит председатель комитета развития правовых услуг и экспертизы законопроектов «Деловой России» Екатерина Авдеева.
«Это подтверждение нужно обязательно сохранить. Таким подтверждением может быть СМС или электронное письмо от авиакомпании, опубликованная на сайте информация, отказ в регистрации и т. д. Это особенно важно для тех лиц, которые приобретали билет без возможности возврата, то есть по минимальному тарифу. В данном случае они могут также рассчитывать на возврат денежных средств, т. к. речь не идет об их отказе совершать полет. Заявление на возврат необходимо или оставить в личном кабинете, или направить на официальную электронную почту перевозчика или, что более надежно, если вы не уверены в готовности компании выплачивать, на официальный адрес почтовым отправлением», — подсказывает Авдеева.
По словам адвоката Владимира Постанюка, если авиакомпания отказывается расторгать договор и возвращать деньги, пассажиру следует обратиться в суд.
А если купил билет у иностранной авиакомпании?
Антон Д. из Подмосковья купил билеты в Баку у авиакомпании AZAL за 56 тысяч рублей, он собирался с женой и дочерью на матч Евро-2020. В середине марта чемпионат Европы по футболу перенесли на следующий год. По словам молодого человека, сначала на сайте AZAL был релиз, где компания обещала возврат денег за рейсы (вплоть до декабрьских). Потом это сообщение пропало.
«Мы связались с перевозчиком, через месяц нам ответили, что рейс не отменен, поэтому вернуть деньги можно только со штрафом 50%», — рассказывает Антон.
Он, кстати, не против поехать в Баку этим летом, если границы будут открыты.
По словам Екатерины Авдеевой, Воздушный кодекс РФ регулирует в том числе и выполнение перевозок иностранными авиакомпаниями, но только если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Согласно правилам Международной ассоциации воздушного транспорта, иностранные перевозчики при отмене или изменении рейса должны вернуть клиенту сумму, равную уплаченной по тарифу.
«В случае возникновении спора между авиаперевозчиком и пассажиром действует обязательный претензионный порядок урегулирования споров, что означает необходимость до подачи искового заявления в суд предъявить авиакомпании претензию.
Кроме того, требование к авиакомпании, претензия и судебный порядок — это не единственный способ защиты и восстановления нарушенных прав. Пассажир может обратиться и в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), которая осуществляет контроль (надзор) за соблюдением законодательства РФ, в том числе международных договоров о гражданской авиации, Управление Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации, прокуратуру. В случае если есть основание полагать, что в действиях авиаперевозчика или агента, у которого были приобретены билеты, усматривается состав преступления, необходимо написать соответствующее заявление в правоохранительные органы», — объясняет Авдеева.