Пандемия смешала планы многих: купленные туры и запланированные поездки приходится отменять. Некоторые компании отказываются выдавать средства или удерживают часть их себе. В каких случаях они обязаны вернуть деньги, а где могут не возвращать?
Туры и путёвки
Деньги за туры в страны, в которые Ростуризм официально рекомендовал не ехать из-за «возникновения угрозы безопасности жизни и здоровья», возвращают целиком. Таких стран сейчас 4: Китай, Италия, Южная Корея и Иран.
Кроме того, прекращены полёты в большинство городов ЕС и других не входящих в союз стран, часть государств закрыли авиасообщение, а в Индии, Австрии, Омане, Шри-Ланке и Непале аннулировали или приостановили выдачу виз.
За все поездки в эти страны, запланированные до конца мая, турфирмы возвращают деньги автоматом. Если вам отказывают, пишите заявление, ссылаясь на статью 14 закона № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ».
«По нему при расторжении договора о реализации турпродукта до начала путешествия возвращается сумма, равная общей цене, а после начала путешествия – её часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг», – говорит начальник отдела надзора в сфере защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Москве Владимир Кравченко.
«По остальным странам, где не введён режим угрозы безопасности туристов, открыты отели и ходят рейсы, договор можно расторгнуть, но деньги вернут с вычетом фактически понесённых расходов, возникших у туроператора, – рассказала руководитель правовой службы Ассоциации туроператоров Надежда Ефремова. – Но, конечно, операторы входят в положение и предлагают перенести тур на время, когда ситуация стабилизируется».
Сложнее, если у вас куплены туры на лето, – деньги в полном размере за них агентства пока не возвращают – предлагают подождать, как будет развиваться ситуация.
Билеты на поезд
Как сообщили в пресс-службе АО «Федеральная пассажирская компания», временно отменили поезда из России в Китай, КНДР, Италию, Украину, Молдову, Казахстан, Монголию, Латвию, Литву, Германию, Австрию, Францию, Чехию, Польшу и др.
«Неиспользованные билеты в отменённые поезда можно вернуть без взимания доплат и сборов. За возвратом денег пассажирам нужно обращаться в любую железнодорожную кассу на территории государства приобретения билета», – сказали в пресс-службе АО «ФПК».
Авиабилеты
«Все российские авиакомпании подтвердили Росавиации, что вернут деньги как за возвратные, так и за невозвратные билеты на отменённые рейсы, – говорит гендиректор Ассоциации агентств воздушного транспорта Сергей Демиденко. – Для этого надо обратиться с письменной претензией в адрес компании-перевозчика. Если брали билеты в агентстве, нужно обращаться туда. Посредник может удержать небольшую часть средств за свои услуги».
«В случае отказа наших авиакомпаний надо обратиться в Роспотребнадзор и предоставить копии авиабилета, маршрутной квитанции, претензии и письменный ответ компании-перевозчика. Если у вас был билет иностранной компании, то всё сложнее – она делает возврат по правилам международных договоров», – объяснил Владимир Кравченко.
Но большинство перевозчиков ведут себя в этой ситуации достойно. «Авиация Италии, например, потребовала от всех перевозчиков, которые имели допуски на полёты в их страну, возместить деньги пассажирам отменённых рейсов – иначе, пригрозили власти, в будущем разрешения на полёты в страну будут отозваны», – добавила Надежда Ефремова.
Брони жилья
Не все брони отелей удаётся вернуть. «Если отель забронирован в составе турпутёвки, то агентство или оператор обязаны вернуть деньги в полном объёме, – говорит Владимир Кравченко. – Если это онлайн-сервис, то он может по своему усмотрению взять проценты за оказание услуги по бронированию жилья. Если же человек делал бронь сам в заграничном отеле, то тут действуют нормы международного права, и всё зависит от законов конкретной страны и пожеланий компании».
Страховка
Вернуть деньги за оплаченную страховку можно на основании ст. 958 ГК РФ «Досрочное прекращение договора страхования».
«Страховщики возвращают средства в полном или частичном объёме в зависимости от времени обращения туриста. В «период охлаждения», который включает 14 дней (отсчёт идёт со дня, следующего за днём заключения договора, но до начала действия полиса, т. е. до поездки), можно вернуть полную стоимость страховки вне зависимости от причин отказа, – рассказала исполнительный директор одной из страховых компаний – члена Всероссийского союза страховщиков Юлия Алчеева. – Но сейчас страховые компании стараются идти навстречу путешественникам, которые едут в страны с распространением коронавируса, и возвращать страховую премию полностью или с минимальными удержаниями».