Ситуация с COVID-19 поставила на паузу возможность путешествовать: одни страны закрыли границы, другие даже ограничили внутренние перемещения.
В таких условиях авиаотрасль стала одной из самых пострадавших. Неудивительно, что перевозчики не всегда могут вернуть пассажирам деньги за отмененные рейсы. Но и пассажиров можно понять: их отпуск сорвался, да и реальные располагаемые доходы снизились (на 8% во втором квартале, по данным Росстата). Конечно, граждане хотят вернуть деньги, а авиакомпании предлагают ваучеры. А можно ли отказаться от ваучера и получить уплаченные за билеты средства здесь и сейчас?
Денег три года ждать?
С 6 июля в России принято постановление правительства, согласно которому авиакомпания имеет право в одностороннем порядке менять даты, время, маршрут (например, прямой перелет заменить перелетом с пересадкой или заменить пункт назначения на ближайший к первоначальному). Вместо уплаченных за билет денежных средств авиаперевозчик может предложить пассажиру ваучер сроком действия в три года. Эксперт проекта Минфина РФ по финансовой грамотности «Финшок», юрист Лолла Кириллова напоминает, что нововведения распространяются на перелеты, которые должны были состояться с 18 февраля 2020 года.
«Три года дается для того, чтобы пассажир сделал выбор: либо лететь в другую дату, либо зачесть стоимость ранее оплаченного билета для покупки иного билета в другом направлении, либо потребовать назад свои деньги. Три года не означает, что после их истечения человек получает деньги, это период, в течение которого волеизъявление должно быть сделано самим гражданином, буквально хоть на следующей неделе», — объясняет эксперт.
Как говорит член ассоциации юристов России Асия Мухамедшина, ваучеры действительно были закреплены в законодательных нормах. Но только в качестве альтернативы. «То же гласит и Регламент №261/2004 Европейского парламента и Совета Европейского Союза, где европейские компании дают пассажиру выбор между возвратом денежных средств за отмененный рейс и возможностью обменять билет на другую дату», — подчеркивает она.
Если авиакомпания вводит в заблуждение и не возвращает денежные средства, а настаивает на ваучере, необходимо направить в ее адрес в досудебном порядке претензию с требованием возврата средств. Сделать это лучше всего заказным письмом. Средства, по словам Лоллы Кирилловой, должны быть возвращены в течение десяти дней с даты, когда перевозчик получил от пассажира заявление.
Если этот срок срок нарушен, можно смело обращаться в суд. «Гражданин может отказаться от договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов. Это следует из ст. 32 Закона РФ «О защите прав потребителей» и п. 1 ст. 782 Гражданского кодекса РФ», — подсказывает эксперт.
Воздушный кодекс или Закон о защите прав потребителей
Авиаперевозки — это одна из услуг, на действия которой распространяются Закон о защите прав потребителей, Гражданский кодекс, Воздушный кодекс и также международные конвенции, говорит Мухамедшина.
«Важный момент, что суды неоднозначно трактуют эту категорию спора: кто-то по Воздушному кодексу, а кто-то по закону “О защите прав потребителей”. А разница большая. По закону “О защите прав потребителей” гражданин может подавать иск по месту жительства, либо по месту нахождения компании, на свое усмотрение. А согласно Воздушному кодексу пассажир обязан подавать иск только по месту нахождения авиакомпании. Поэтому пока законодательство не будет уточнено в этой части, по некоторым делам суду на территории РФ может быть отказано в принятии как по неподсудным, согласно Воздушному кодексу», — объясняет она.
Что касается ответственности за просрочку удовлетворения требования гражданина о возврате стоимости билета, специальных правил здесь не установлено. «Если авиакомпания тянет с выплатой, то суд может применить и нормы пункта 5 ст. 28 и статьи 31 Закона РФ “О защите прав потребителей”, а также ст. 15 и 13 Закона о компенсации морального вреда и взыскании штрафа в размере 50% от присужденной суммы за отказ в добровольном порядке удовлетворить требования потребителя», — указывает Кириллова.
А если авиакомпания зарубежная?
Если авиаперевозчик иностранный и возвращать деньги он отказывается, в таком случае нужно обращаться в суд в той стране, где базируется авиакомпания, говорит Мухамедшина.