Банкомат — сложное техническое устройство, в работе которого случаются ошибки: технические сбои или даже связанные с человеческим фактором. Внутри терминала есть кассеты, в которые инкассаторы вставляют купюры. Бывает, что банковские служащие ошибаются и загружают в кассеты банкноты не того номинала. А бывает, что в банкомате просто заканчиваются деньги. И тогда при вводе клиентом одной суммы терминал выдает другую — меньшую. Со счета же списывается больше денег. Что делать в такой ситуации? АиФ.ru разбирался вместе с экспертами.
Связаться с банком
Прежде всего, если банкомат выдал меньше денег, не стоит паниковать. Дело в том, что все совершаемые терминалом операции обрабатываются, фиксируются, ведется видеонаблюдение и регулярно производится инкассация денег. Расхождения в финансах практически всегда обнаруживаются. «Выдача денег в меньшем размере фиксируется чеком, в котором прописано, какая сумма была выдана клиенту, а какая осталась у него на карте. И в этой ситуации проблем не возникает, так как можно в другом банкомате получить оставшуюся часть денег», — говорит адвокат Светлана Бурцева.
В свою очередь адвокат Владимир Постанюк советует следующий порядок действий:
— Запишите адрес и номер банкомата, который, как правило, указан на лицевой или боковой стороне;
— Запомните точное время операции, чтобы сообщить его сотрудникам банка;
— Если был выдан чек, обязательно сохраните его;
— Также происходящее можно заснять на камеру мобильного телефона;
— Позвоните на горячую линию банка, выпустившего карту, и объясните ситуацию.
В идеале составить письменное обращение и по возможности незамедлительно. По словам юриста Максима Плетнева, в нем следует описать ситуацию, указать место, где расположен банкомат, его номер, а еще время и дату операции. «На основании этого обращения финансовое учреждение осуществит плановую или внеплановую инкассацию и пересчитает деньги, проведет анализ ленты по операциям на основании своей инструкции по инкассации. Если инкассация выявит излишки, деньги вам отдадут совершенно точно. В большинстве подобных случаев так и происходит», — говорит эксперт.
Как долго ждать возврата денег?
Обычно рассмотрение заявления занимает от 5 до 30 календарных дней (без учета государственных праздников). Стоит учитывать, что сами банки в первую очередь заинтересованы в более быстром решении таких проблем, чтобы не испортить собственную репутацию, рассказывает консультант-методист проекта по повышению уровня финансовой грамотности вашифинансы.рф, эксперт Национального центра финансовой грамотности Светлана Ефимкина.
А если банк не хочет возвращать деньги?
По словам Светланы Бурцевой, ситуации, когда банкомат выдал меньше денег из-за ошибки работников банков при наполнении кассеты, доказать сложно. В таком случае деньги могут и не вернуть. Впрочем, такое случается редко — финансовые организации дорожат своей репутацией.
Если же банк все-таки прислал отказ, то единственным выходом будет обращение в суд.
«Для суда потребуется квитанция, фото, видео и полные объяснения произошедшего», — отмечает Ефимкина.