Опрос Фонда общественного мнения, проведенный в середине прошлого года, показал, что в России не признают банковских услуг, оказываемых в сети. По данным исследования ФОМ, 74% опрошенных пользоваться онлайн-банкингом не хотят в принципе или не знают о том, что интернет-банкинг вообще существует. Тем не менее, банки не только активно разрабатывают это направление (и щедро инвестируют в него), но и поднимают его на флаги.
Лого 2Т Банка
К примеру, не так давно появившийся 2Т Банк (ОАО «Банк – Т») наравне с основной графикой включил в свой логотип интернет-адрес – 2tbank.ru, – что по выражению, популярному в сети, «как бы намекает».
2Т Банк – один из немногих, целиком ориентирован на «высокотехнологичный клиентский сервис на основе инноваций в области дистанционного банковского обслуживания». 2Т Банк, сообщается в справке Банки.ру, основного интернет-портала по банковской тематике в России, «выделяется заметными вложениями в интернет-технологии и мобильные решения по управлению финансами».
Альфа ожидает роста
Но не только он один. В среде профессионалов считается, что один из лучших интернет-сервисов у Альфа-банка (ОАО «Альфа-банк»), самого крупного коммерческого банка в стране. Альфа-банк вот уже много лет внедряет передовые практики в организации самообслуживания – интернет-банк, мобильный банк. Зачем? Ведь уровень проникновения в клиентскую аудиторию инструментов, позволяющих управлять деньгами с телефона, еще меньше – не более 5% от общего числа клиентов.
Алексей Коровин, руководитель блока «Розничный бизнес» Альфа-банка, уверен: учитывая динамику рынков США и Европы, можно предположить рост этого показателя до 20% в течение трех ближайших трех лет.
4 года до миллиарда
По оценкам аналитиков британской компании Juniper Research, к концу 2017 года количество пользователей сервисов мобильного банкинга во всем мире превысит 1 млрд человек. При этом прогнозируемая величина составит только около 15% от общего количества владельцев мобильных терминалов.
Сегодня в мире, по данным все той же Juniper Research, мобильными банковскими сервисами пользуются 590 млн. человек, а большинство банков уже имеют как минимум одну из подобных платформ – SMS-банкинг, специальное приложение или доступ к банковскому сервису через мобильный интернет. Большая доля банков развивают одновременно несколько мобильных сервисов, особенно в тех регионах, где высока доля проникновения смартфонов и планшетных компьютеров.
Задача современного банка – быть там же, где его клиенты, а с появлением смартфонов и планшетов клиент все больше времени проводит в интернете, соглашается с выводами исследователей Коровин из Альфа банка.
2Т Банк очеловечивает машину
В продвинутом 2Т Банке долю активных пользователей интернет-сервисов в своей клиентской базе оценивают примерно в 30%, и она растет.
По словам представителя 2Т Банка, эта тенденция четко прослеживается с декабря, когда запустили новую версию сайта 2tbank.ru. В отличие от большинства банковских веб-ресурсов, часто довольно безликих и консервативных, новая страница 2Т Банка удивила яркостью и… игровой подачей.
– Хорошее решение, – считает психолог Илья Синицын, прокручивая сайт 2Т Банка. – Несмотря на то, что техника дошла до «грани фантастики», доверие к «железу» остается довольно низким. Если у меня дома перезагружается компьютер и выключается телефон, почему этого не может случиться в банке? А 2Т Банк подает другой сигнал – очеловечивает машину, показывает, что за серверами и терминалами стоят живые люди, которые работают для таких же людей, как сами, – неглупых, с чувством юмора, умеющих считать деньги и беречь время. И это снимает напряженность.
Сбербанк онлайн. Тоже
Крупнейший банк России тоже не остается в стороне от инноваций. В феврале Сбербанк (ОАО «Сбербанк России») анонсировал выход мобильного приложения для платформы Android (программа для владельцев iPhone уже существовала и получила соответствующее обновление).
Функционал мобильного приложения Сбербанк ОнЛ@йн не сильно отличается от набора возможностей других подобных сервисов (например, того же 2Т Банка), но сам факт, что кажущаяся неповоротливой государственная корпорация так быстро вошла в игру, говорит о многом.
С помощью мобильного сервиса (или его компьютерной версии – интернет-банка) можно без посещения реального банковского отделения совершать платежи, оплачивать услуги ЖКХ, сотовой связи и интернет-провайдеров, переводить денежные средства, погашать кредиты, управлять вкладами.
По данным ФОМ
При этом часто банки к тому же предлагают повышенный доход тем, кто открывает вклад онлайн или с помощью сети проводит платежные операции. Обработка данных клиента, самостоятельно заполнившего необходимые анкеты и заявки на компьютере, обходится значительно дешевле обычной. В масштабах огромной финансовой корпорации счет снижения расходов идет на миллионы.
Но выгода есть и для клиентов. Чтобы заплатить квартплату, теперь не нужно выстаивать очередь в сберкассе. Есть свободная минута, зайдите на сайт своего банка или просто достаньте мобильный – «за свет, газ и воду» у вас примут незамедлительно.
По данным ФОМ, три четверти тех, кто сегодня пользуется интернет-банком, как оплачивают таким способом интернет, мобильную связь и телевидение, 48% платят за жилищно-коммунальные услуги, электричество и городской телефон.
Куда меньше людей используют интернет-банк для собственно банковских операций: 48% осуществляют переводы средств со счета на счет, 25% делают взносы по кредитам, 24% платят налоги и штрафы. Но банки активно работают над улучшением статистики. И вот тут не поспоришь: ради нашего с вами блага – тоже!