И несмотря на то, что некоторые пункты этих правил могут показаться выходцами из анекдотов, польза от них все же будет. Если они, конечно, когда-нибудь перейдут из документов в формат реальной жизни.
О полках
Тем, кому приходится часто ездить на поездах, есть повод порадоваться. Теперь «в вагонах, предназначенных для эксплуатации в международном сообщении, прошедших капитальный ремонт и модернизируемых, длина спальной полки в пассажирском купе должна быть не менее 1655 мм»*. В переводе на язык простого пассажира это означает, что у высоких путешественников тоже может появиться шанс, с трудом, но всё же влезть на полку и в таком скрюченном положении, может быть, даже умудриться поспать.
Пассажирские сиденья теперь будут иметь следующие размеры: глубину —
О туалетах
«Площадь туалета, расположенного в котловой части вагона, должна быть не менее 0,9 кв. м при ширине 0,8 м». «При наличии окон в туалетах, они должны быть непрозрачными». То есть, если вы обладаете пышными формами, вам приспичило в туалет, а стены там оказались узкими, а окна — прозрачными, то теперь совершенно на законных основаниях можно устроить скандал.
«Для МВПС дальнего сообщения количество туалетов следует определять в соотношении — не менее 1 туалета на вагон или — не менее 1 туалета на 80 посадочных мест. В каждом МВПС должен предусматриваться туалет для пассажиров-инвалидов в креслах-колясках». Все пункты, вроде, полезны. Только вот недоумение вызывает пункт о том, что «при размещении машинного отделения в головном вагоне МВПС (в дизель-поездах) для локомотивной бригады должен быть предусмотрен отдельный туалет, оборудованный туалетной системой замкнутого типа с унитазом и умывальником». Простите...а туалет без унитаза разве бывает?
Об инфекции
«При использовании рециркуляционного воздуха не более 70%, необходимо устанавливать обеззараживатели, которые должны обеспечивать контролируемую эффективность инактивации любых биологических агентов не менее 95%. Общее микробное число должно быть не более 2000 КОЕ/куб. м». Что бы это значило? Оказывается, всякой инфекционной дряни объявлена настоящая война. Теперь в вагонах поездов «не должны обнаруживаться в воздушной среде вагона золотистый стафилококк (S. aureus), стрептококки, бактерии группы кишечной палочки (БГКП), другие патогенные микроорганизмы. Содержание вредных веществ в воздушной среде вагона не должно превышать уровней предельно допустимых концентраций в атмосферном воздухе населенных мест». Может быть, также для этого теперь в вагонах-ресторанах должны появиться туалетные помещения для персонала с душевой установкой площадью не менее 0,9 кв. м при ширине не менее 0,85 м и помещения с раковиной для мытья рук для пассажиров.
Об инвалидах и жаре
Важно, что поездки должны стать более комфортными для инвалидов: появятся спецместа и вспомогательное устройство для посадки в вагон.
От жары можно будет прятаться прямо на ж/д вокзалах, ибо там температура воздуха должна быть 18-26°С, а в поездах и новых электричках наконец появятся кондиционеры. Согласно новым санитарным правилам по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте, температура воздуха на вокзальных помещениях в холодный период должна быть не ниже 16 градусов по Цельсию, в жаркий — не выше 26 С. Ну чем не оазис?
О чайниках
Похоже, электрочайникам прикажут отправиться в музей. Правила заменяют это слово на «аппараты для приготовления и раздачи горячей кипяченой питьевой воды».
О подножках
Те, кто периодически вынужден вытаскивать тяжелые чемоданы на забытых всеми полустанках, постоянно рискуют своим здоровьем, лавируя между грузом и недостающими до ступенек платформами. Отныне конструкция некоторых вагонов должна предусматривать подножки и поручни для обеспечения входа и выхода пассажиров и персонала с низких и высоких платформ. Поверхность площадок и подножек должна препятствовать скольжению. Шаг ступенек по высоте должен быть не более 270 мм. Ширина ступенек должна соотноситься с шириной наружных входных дверей в вагон, глубина должна составлять не менее 180 мм.
Как нам рассказали в Роспотребнадзоре, новые правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте уже вступили в силу. Жаль, что в правилах не указано: сделать пешеходные дорожки на железнодорожных переездах и мостики для уставших от пробок машин.
* Здесь и далее — цитаты из Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16 июня 2010 г. № 68, вступившего в силу 12 июня этого года.