Лоукосты. Последние несколько лет это - такое же обсуждаемое в курортный сезон явление, как кремы для загара, дайвинг, квадроциклы и прочие атрибуты отдыха. Многих туристов привлекает возможность долететь из Москвы в Сочи всего за 600 рублей или, скажем, из Лондона в Берлин - за 30 евро. Но далеко не все знают, в какие «воздушные ямы» при этом можно провалиться...
Что? Где? Когда?
Как и многие передовые решения бизнеса, авиаперевозки по такому принципу впервые появились в США. Пионером лоукоста стала компания Southwest Airlines, организовавшая в 1971 году перелёты между рядом небольших городов Калифорнии и соседних штатов по системе point-to-point, то есть без «стыковок» через хабы - крупные центральные аэропорты. К концу 90-х годов авиакомпании такого типа появились и в Европе, а также в Азиатско-Тихоокеанском регионе. С 2006 года Sky Express осуществляет бюджетные перевозки по России, позже к ней присоединились Red Wings и совсем молодая «Авиа-Нова».
Как правило, лоукост-компании эксплуатируют самолёты только одного класса, а зачастую и одной марки. В Sky Express, например, это «Боинг-737», в Red Wings - непопулярный отечественный Ту-204.
Сыр и мышеловка
Итак, что же может разочаровать пассажира, решившего воспользоваться самолётом по отнюдь не заоблачной цене?
Прежде всего недостаток комфорта. Дистанция между креслами и ширина центрального прохода в салонах «бюджетников» меньше, чем в обычных авиалайнерах. В некоторых авиакомпаниях поговаривают даже о введении стоячих мест (это, впрочем, скорее легенда). И, естественно, фюзеляж не разделён на «классы»: бизнесмены и домохозяйки, командированные и туристы - все летят вместе.
Ещё один из наиболее известных недостатков лоукоста - необходимость бронировать билеты задолго до самого рейса. Чем позже - тем дороже. А уж если вы опоздали на самолёт, то ваши деньги наверняка пропали. Сдать или обменять такой билет практически невозможно.
Стоит также отметить, что перевозки по дисконтному принципу и малоизвестные, второстепенные аэропорты - плоть от плоти. Отправляясь в какой-нибудь крупный европейский город «всего» за пару десятков евро, турист может приземлиться в 50, а то и 100 километрах от пункта назначения. Конечно, поезда, автобусы и вообще транспортные узлы на Западе не чета нашим, но, как говорится, осадок-то остался...
А время отлёта и прилёта для многих является неудобным. Чаще всего бюджетные рейсы назначаются на раннее утро или позднюю ночь.
Кроме того, при дешёвом билете пассажиру приходится отдельно оплачивать многие услуги на борту - и питание, и газеты, а иногда даже пользование туалетом. Кое-где бортпроводники ещё и приторговывают в полёте разными мелочами.
Платным, как правило, является и провоз багажа. Разрешённый максимальный вес на лоукостах гораздо ниже. А некоторые перевозчики в своей рекламе утаивают от покупателей размер налогов и сборов, которые увеличивают стоимость билета.
И всё же...
Вместе с тем у лоукостеров есть и ряд достоинств.
Во-первых, используемые ими небольшие аэропорты меньше загружены по сравнению с теми, что обслуживают мегаполисы. Соответственно, снижается и риск столкнуться с задержкой рейса или столпотворением в терминале.
Во-вторых, подавляющее большинство билетов на рейсы этого типа не только приобретается, но и регистрируется дистанционно - через интернет, в крайнем случае по телефону. А это позволяет избежать длительной и для многих унизительной процедуры у стоек и пресловутых очередей.
И в-третьих, статистика пока не зафиксировала ни одной серьёзной поломки или катастрофы с участием бортов-лоукостеров. По всей видимости, приверженность подобных компаний определённому типу самолётов положительно сказывается на качестве техобслуживания. То есть «дёшево - значит ненадёжно» - это миф.
Полетим?
Заинтересовались, как добраться до популярных у российских туристов мест, если экономия для вас важнее комфорта? Вот несколько советов от корреспондентов РИА Новости.
Лучше всего сначала приехать в Польшу, Финляндию или одну из прибалтийских стран. Дорога туда из Москвы или Петербурга обойдётся относительно дёшево, а в большинстве местных аэропортов базируются наиболее известные европейские лоукостеры.
Так, компания WizzAir предлагает рейсы из Гданьска в Великобританию по цене от 25 евро. Вместе с переездом через Калининград в этот польский город всё путешествие обойдётся вам в 50-70 евро. Примерно столько же - через Ригу с RyanAir.
Полёт в Испанию, Италию или Грецию с AirBaltic - чуть дороже: от 70 евро плюс билет до Риги, Вильнюса или Минска.
Наконец, самым удобным вариантом может оказаться рейс компании Germanwings - она действует непосредственно в России, делая существенные скидки на все направления из Петербурга. Добираясь до любой точки Европы из северной, а не древней столицы, можно сэкономить до 150 евро.