Правительство вернулось к вопросу обсуждения перераспределения налоговой нагрузки между бизнесом и населением. В частности, глава Минфина Антон Силуанов предлагает переложить уплату обязательных страховых взносов во внебюджетные социальные фонды на плечи обычных граждан.
«Я вижу — как министр финансов — необходимость снижать прямую нагрузку в виде прямых налогов на бизнес в том числе (страховые взносы) и часть этой нагрузки перекладывать постепенно на население. Мы говорим о том, что можно было бы понижать страховые взносы на предприятия, постепенно переводя на население адресный подход к формированию своей собственной пенсии и так далее», — цитирует Силуанова РИА «Новости».
По его мнению, перенос налоговой нагрузки с работодателей на работников должен происходить постепенно — «с 2–4 процентных пунктов». «Снижать, допустим, до 26 % и 4 % перекладывать на граждан», — добавил он. Данное предложение не будет реализовано сразу — как заявил Силуанов, изменения могут произойти после 2018 года.
На сегодняшний день страховые взносы в размере 30 % от фонда оплаты труда работников с годовой зарплатой до 624 тысяч рублей выплачивает работодатель. С зарплат более 624 тысяч рублей перечисляются взносы только в Пенсионный фонд России по ставке 10 %.
Об эффективности переноса бремени уплаты социальных взносов с работодателей на сотрудников АиФ.ru пообщался с экспертами.
Олег Шахов, мэр города Химки, экс-глава Департамента инвестиционной политики Минэкономразвития:
На данном этапе речь идёт о концептуальном предложении министра финансов, которое пока даже не рассматривалось правительством, соответственно, в среднесрочной перспективе страховые взносы вряд ли перенесут на население. В перспективе 5–6 лет вероятность такого развития событий достаточно велика, поскольку власти уже сейчас столкнулись с тем, что повышение налоговой нагрузки необходимо для сбалансированной бюджетной политики, но для бизнеса определённый предел достигнут — к примеру, налог с продаж снизился почти в 2 раза в процентном отношении к доле в ВВП.
Соответственно, введение подобного налогового манёвра логично, с точки зрения баланса между налогами на корпоративный сектор и физическими лицами. Плюсы инициативы Силуанова в том, что нагрузка на бизнес, который платит «белую» зарплату, может снизиться, что теоретически приведёт к снижению конечной стоимости продукции и себестоимости труда, повышению конкурентоспособности экономики и росту инвестиций. Но на практике нет гарантий, что этот механизм будет работать. Правительство может технически переложить уплату взносов с одних на других, но то, на кого фактически ляжет нагрузка, определит рынок, эластичность спроса на труд. Кроме того, может возрасти социальная напряжённость и существенно снизиться потребление, что также очень плохо для экономики.
Дарья Желаннова, заместитель директора аналитического департамента «Альпари»:
Вопросы перераспределения налоговой нагрузки между бизнесом и населением обсуждаются уже давно. С учётом того, что налоговый режим для российского бизнеса далеко не самый жёсткий в мире, дополнительное облегчение бремени оказало бы некоторую поддержку. Однако вопрос с сопутствующим ростом налогового бремени для населения, как и повышение пенсионного возраста, является достаточно болезненным, поэтому реализация этих мер будет ещё долго обсуждаться на всех уровнях власти.
С финансовой точки зрения, это не очень масштабная помощь бизнесу, здесь всё же важнее сам факт запуска процесса перераспределения нагрузки. Если мера будет реализована успешно, то со временем налоговое бремя для населения продолжит расти.
Член независимого экспертного центра «Общественная Дума», адвокат компании «Налоговик» Сергей Литвиненко:
Существует высокая вероятность того, что в будущем часть страховых взносов могут переложить на население. Этот вопрос назрел уже давно, поэтому реализация данной инициативы через несколько лет вполне может произойти. Тем более, это актуально в рамках всех пенсионных изменений в стране и проводимой пенсионной реформы. Скорее всего, механизм данной инициативы будут ещё пересматривать и видоизменять, решая, как это будет происходить на практике и какую часть страховых обязательств переложить на население, а какую оставить работодателям. Но не исключено, что всё это останется на уровне идеи, которая не будет воплощаться ещё 5–7 лет. Всё будет зависеть от ситуации в стране.
Эта идея может дать результаты, в частности, уменьшится налоговая и административная нагрузка на бизнес, а граждане будут сами видеть, куда и сколько отчисляют со своей зарплаты, потому что сейчас за них абсолютно все отчисления делает работодатель, и люди толком и не пытаются разобраться в этом вопросе. Т. е. это может повысить финансовую сознательность граждан. Они станут более осознанно подходить к вопросам своей будущей пенсии, медицинского страхования и выплат в другие страховые фонды. Бизнес же почувствует облегчение в плане упрощения бухгалтерского и налогового учёта, уменьшения претензий от налоговиков и снижения выплачиваемых налогов и сборов.