Парадокс: запасы соли в России практически неисчерпаемы, но внушительная доля крупиц в наших солонках импортная.
«АиФ» попытался понять, как так вышло.
Кто нам насолил
Соль, как и хлеб, и сахар, и основные лекарства, относится к товарам с так называемым неэластичным спросом – заменить такой товар в случае резкого дефицита нечем. Иными словами, людям придётся покупать соль, даже если её стоимость изменится запредельно (отсюда, кстати, и соляные бунты, сотрясавшие Россию и другие государства в былые времена). И отнюдь не случайно соль включена в Доктрину продовольственной безопасности как один из важнейших продуктов, которым страна должна обеспечивать себя самостоятельно на 85%.
Должна. Но по факту импортной соли на нашем рынке 33,6% (более 2,5 млн тонн). Идёт она в РФ из Турции, Азербайджана, Ирана, Белоруссии и Казахстана. Последние два экспортёра основные: белорусские поставки – порядка 1,5 млн тонн, казахские – 0,9 млн.
Речь не только о пищевой соли (объём рынка 6 млн тонн), но и о технической (1,47 млн тонн), которая используется практически повсеместно. В коммунальном хозяйстве – это противогололёдные реагенты. В промышленности – буровые растворы, очистка и смягчение воды, производство каустика и хлора. В фармакологии – изготовление физрастворов и медицинских препаратов.
«В последние годы российские компании увеличивают производство соли значительными темпами, – указывает профессор базовой кафедры торговой политики РЭУ им. Плеханова Ибрагим Рамазанов. – Основными её производителями остаются «Руссоль», «Тыретьсоль», «Каустик», «Варница», «Киреевский солепромысел» и ПК «Галит». Они в 2023 году увеличили выпуск на 10,5% и готовы нарастить объёмы и расширить многообразие солей на уже освоенных месторождениях ещё на 43%».
И вот загадка. Вроде бы отечественных мощностей вполне достаточно и для внутреннего рынка, и для наращивания экспорта. Но почему-то треть соли в России завозная. Причём эта доля не уменьшается, а, напротив, растёт (за прошлый год с 31,1 до 33,6%).
На полке тесно
Рост импорта при хорошем потенциале российских производителей – ситуация нездоровая, считает зампред правления Ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Леонов. Причин для этого, по его словам, несколько. Но главных две: сложности с подачей вагонов (как пустых, так и гружёных) для отечественной продукции и откровенно непатриотичная политика торговых сетей, которые отдают предпочтение импорту. Это либо соль, на упаковке которой честно написано, что она не наша, либо продукция компаний-перефасовщиков, которые, меняя упаковку, «превращают» привозную соль в отечественную. Сетям это выгодно: они получают бонусы за размещение импортного товара на своих полках. «А вот потребитель явно в минусе. Как минимум потому что ввезённая соль дороже российской», – говорит Леонов.
Эксперты уточняют: если на упаковке написано, например, «произведено в Санкт- Петербурге» или «произведено в Ростове», значит, это перефасовка импорта. У такой продукции нередко проблемы с качеством. Например, повышенное содержание влаги (поэтому она слёживается). А вот содержание хлорида натрия у импортной соли класса «экстра» ниже, чем у российской: 96,7–97,4% – это показатель на уровне нашего 2-го сорта.
«Из-за поведения сетей, отдающих предпочтение чужому продукту, теряют и наши производители. Рынок сбыта для них сужается, поскольку родной магазинный прилавок занят импортом», – продолжает Леонов.
Рассчитывать на сознательность продавцов, по мнению отраслевиков, не приходится. Тут нужны меры, в том числе законодательные. Сейчас ассоциация завершает мониторинг торговых сетей, чтобы понять, о каких объёмах идёт речь. После этого можно будет определить желаемое соотношение импорта и отечественной соли в продаже. Эти данные, как ожидается, дополнят законопроект о «российской полке», который предполагает выделение определённой доли в ассортименте магазинов для продукции производства РФ.
Крупицы Китая
Китай, будучи мировым лидером по производству соли, не отказывается от её импорта, в том числе и из РФ. Причины – удобная доставка в северные районы Китая и экологический аспект. «Основным драйвером роста закупок нашей соли стал сброс воды с аварийной АЭС «Фукусима», – отмечают в «Руспродсоюзе». – Так как львиная доля соли, поставляемой в КНР, была морской, там решили переключиться на иную продукцию, в частности российскую».
К слову, Китай – лидер не только по производству соли, но и по её потреблению. Вот цифры, которые приводит сайт worldpopulationreview.com:
Среднее потребление соли (г на человека в день) |
|
---|---|
Китай |
17,7 |
Венгрия |
14,3 |
Южная Корея |
12,3 |
Польша |
11,1 |
Малайзия |
10,5 |
Япония |
10,2 |
Индия |
9,8 |
Россия |
9,7 |
Италия |
9,7 |
Аргентина |
9,2 |
США |
8,9 |
Германия |
8,7 |
Франция |
7,6 |
Потребление, рекомендуемое ВОЗ |
не более 5 |
Сигнал солёного «светофора»
Без соли невкусно, но у неё больше недостатков, чем достоинств. Да, натрий нам нужен, он участвует в массе физиологических процессов. Но потребляем мы его в избытке, а это уже неоспоримый вред здоровью. Инсульты, рак желудка, камни в почках, сахарный диабет, остеопороз и катаракта – всё это ВОЗ напрямую связывает с солью.
Одна из попыток отучить россиян есть всё солёное предполагает «окрашивание» данных о содержании соли в продуктах по принципу светофора: зелёный (безопасное), жёлтый (нейтральное), красный (опасное). «Это позволит потребителю при сканировании цифрового кода маркировки получить в приложении «Честный знак» необходимую информацию и сделать осознанный выбор», – считает глава «Общественной потребительской инициативы» Олег Павлов.
Ввести «светофор» пытаются уже несколько лет, но пока мешают сложности административного характера.