Доступные прежде апельсины установили рекорд подорожания, с начала года по август включительно их стоимость подскочила на 71% и вплотную подобралась к 200 руб. за 1 кг. По схожей траектории, пусть и более пологой, движутся цены и на другие дары отечественных и зарубежных садоводов. Aif.ru разобрался, что происходит с ценами на фрукты и чего ожидать от них в ближайшее время.
Каждый россиянин в 2021 году съел в среднем 53 кг фруктов, что на 37% меньше рекомендованной Минздравом нормы. И если с 2011 по 2021 годы мы увеличивали фруктовый рацион на 0,6% в год, то по итогам 2022 года потребление фруктов на душу населения снизилось сразу почти на 6%, до 50 кг на человека. В целом по стране рацион лишь 12,6% россиян дотягивает до рекомендованной нормы, а самыми популярными фруктами — они же и самые дешевые — у нас являются яблоки и бананы, каждый плод занимает по 20% фруктового рынка.
Очевидно, что дело не во вкусовых пристрастиях россиян, постоянно растущие цены делают фрукты все более недоступными. «Выраженный рост розничных цен, причем выше инфляционных ожиданий, мы наблюдаем по всем позициям фруктов, вне зависимости, импортные они или отечественные, — констатирует профессор базовой кафедры торговой политики РЭУ им. Г. В. Плеханова Вячеслав Чеглов. — При этом дефицита нет, товар на прилавках присутствует. Это значит, что спрос балансируется предложением за счет повышения цен и некоторых других факторов».
Наливные яблочки
С основным ассортиментом фруктов, выращиваемых в России, все не так уж плохо. «Прежде всего речь о яблоках, — отмечает Вячеслав Чеглов. — Их производство государство субсидирует уже несколько лет, помимо фермеров и частников примерно половину общего урожая производят крупные высокотехнологичные хозяйства. Импорт незначителен, к тому же его регулируют. Несмотря на заморозки, в этом году ожидается хороший урожай».
Благоприятные факторы уже находят свое отражение в ценах. «По состоянию на 27 сентября средние оптовые цены на яблоки составили 44,9 руб/кг, и мы наблюдаем тенденцию к снижению, — отмечает зампред правления ассоциации Руспродсоюз Дмитрий Леонов. — За неделю цены снизились на 2,6%, за месяц — на 5,5%». Правда, «с начала года яблоки подорожали более чем на 20%, — вынужден уточнить Вячеслав Чеглов. — Повышение связано с общим ростом потребительских цен, производители и торговцы хотят в этой ситуации заработать. И здесь ФАС нужно бы превентивно вмешаться».
Не боксерские груши
По грушам ситуация далека от радужной. «Ассортимент расширился, и это хорошо, — отмечает эксперт. — Но вот цены сейчас на 30-40% выше прошлогодних. При этом урожаи по отчетам растут, но высокие цены сдерживают спрос. Причины в больших затратах на восстановление садов и давлении импорта, который тоже не дешевеет».
Тропические бананы
Больше всего выпадают из общего тренда фрукты, которые у нас не растут, либо растут в нетоварном объеме. «Прежде всего, это бананы и цитрусовые, — указывает Вячеслав Чеглов. — Причины видятся в неурожае в ряде стран-экспортеров, в усложнении логистики и расчетов под влиянием санкций, которым некоторые страны следуют. При этом мы видим, что рынок отчасти корректирует эти всплески. Рост цен на бананы на 30% привел к понятному падению продаж („шоковому синдрому“) и вынудил торговые сети к активным промо-акциям. Но стоило рублю снова начать слабеть, как торговые сети заканчивают акции и на полках остается подорожавший товар. Закупщики полагают, что покупатель привык к общему росту цен и тестируют рынок на возможность дальнейшего повышения стоимости бананов».
«Мы отмечаем повышение оптовых цен на бананы, — подтверждает Дмитрий Леонов. — В конце сентября недельные темпы прироста составили 2,2%, месячные — 16,4%, по состоянию на 27 сентября в опте бананы подорожали до 85 руб. за 1 кг».
Солнечные апельсины
Все тенденции рынка бананов присущи и апельсинам, но с одним важным отличием. «Здесь впереди высокий сезон, под который контрактуются большие поставки, — отмечает Вячеслав Чеглов. — И цены должны несколько снизиться, хотя и останутся на 20-30% выше прошлогодних. Подпортить прогноз может только существенное снижение курса рубля».
Пока же цены, «выстрелив» в июле-августе на 40%, продолжают потихоньку расти. «За последнюю неделю сентября оптовая стоимость апельсинов выросла на 0,7% до 82,5 руб. за 1 кг, за месяц — на 20,1%, — подсчитал Дмитрий Леонов. — Схожая картина и по грейпфрутам — недельный рост составил 0,9%, месячный — 14%, цены достигли 70,1 руб. за 1 кг».
Сладкие сливы
Здесь уже можно вкусить первые плоды набирающего темпы импортозамещения. «Сегодня спрос на сливу на 35-40% удовлетворяется отечественными производителями, — говорит Вячеслав Чеглов. — Благодаря этому в сезон цены падали почти до уровня прошлого года. Но сейчас заканчиваются поступления отечественного урожая, и мы можем увидеть рост цен даже выше прошлогодних».
Фруктовая корзина
Главный новогодний фрукт — мандарины — обещает не разорять россиян в праздник. «Подъем цен все же будет, но очень щадящий, — уверен специалист. — Выручит логистика, ведь главными поставщиками мандарин будут близкие к нам Абхазия и Турция, до 60% выращенных там фруктов экспортируется в Россию, и значительных транспортных сложностей не ожидается».
Персики и нектарины практически полностью импортозависимый товар, «в высокий сезон спроса цены на них традиционно снижались, хотя и оставались на 30% выше прошлогодних уровней. Выбились из общего поведения рынка лишь абрикосы, цены на которые в сезон опустились до уровней ниже прошлогодних. Произошло это благодаря тому, что турецкие поставки „разбавлены“ более дешевым отечественным товаром и поставками из Армении», — говорит Чеглов. Всем, кто не успел летом насладиться абрикосами, придется переплачивать. «К новому году цены подрастут, они будут примерно на 50% выше прошлогодних», — предупредил эксперт.
Как сэкономить
В России 2 индикатора рынка фруктов. Узкий сегмент формируют прилавки сетевых магазинов, а широкий — сельскохозяйственные рынки, ярмарки и рынки выходного дня. При некоторых отличиях по ассортименту и качеству уровень цен в целом схожий, но иногда, несмотря на возможность поторговаться на рынке, отовариваться в супермаркетах выгоднее. «В торговых сетях дешевле позиции массового спроса, которые закупаются напрямую у производителя и\или большими объемами на торгах, — объясняет Вячеслав Чеглов. — Кроме того, при затоварке супермаркеты периодически проводят различные скидочные акции». Правда, при этом «качество фруктов на полках сетевых магазинов упало, — предупреждает эксперт. — И это говорит о росте цен. Торговые сети стараются сдерживать рост цен за счет качества».
В России действует утвержденная правительством дорожная карта по развитию плодово-ягодной отрасли, направленная на повышение самообеспеченности фруктами и ягодами. Но даже если мы воплотим все намеченные планы, климат не позволит выращивать в нашей стране апельсины, персики и ананасы, а значит, импортные поставки в любом случае сохранятся, и главным залогом стабильных цен на фрукты останется крепкий рубль.