Примерное время чтения: 5 минут
673

Удойный компромат. Нелегальное молоко проникает даже в детские сады

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 12. Букетный период Зои Степановой 19/03/2025

«Совсем не пьёт молоко», «отказывается от сыра», «даже йогурт пробовать не хочет» — такие жалобы от родителей не редкость.

И дело не в продуктовом изобилии и фастфуде, как пеняют бабушки. Дети пробуют некачественное молоко дома или в детсаду и потом отказываются от него на всю жизнь. Как выявить фальсификат и можно ли его победить, выяснил «АиФ».

Крахмал и даже гипс

«Почему дети не пьют молоко в садике? — спрашивает гендиректор Южного молочного союза Константин Синецкий. И сам отвечает: — Потому что у него чаще всего отвратительный вкус. Оно может быть разбавлено водой или вообще не содержать молочных компонентов. Ребёнок пробует, морщится, и у него в голове откладывается, что молоко невкусное. Так вырастает потребитель, который уверен, что молоко — лишний компонент меню».

Некачественное молоко и молочные продукты проникают повсюду: в магазины, на маркетплейсы, в садики, школы. При этом его становится больше. Как сообщают в Россельхознадзоре, в 2023 году среди исследуемых образцов доля фальсифицированных товаров составила 12,04%. А в прошлом году — уже 13,09%. Чаще всего фальсифицируют масло.

Фальсификатом считается всё, что не соответствует заявленной на упаковке информации: от завышенной или заниженной жирности до добавления крахмала и даже гипса. Чаще всего некачест­венные молочные продукты встречаются на электронных досках объявлений и в мессенджерах, реже — на маркетплейсах и в обычных магазинах, поясняет Синецкий. Покупателей у такого товара достаточно: стоит он, как правило, дешевле.

«На досках объявлений в интернете, в домовых и районных чатах множество частных лиц пытаются сбывать собственную продукцию под видом промышленно изготовленного, например, сливочного масла, — поясняет эксперт. — Несмотря на „заводскую“ с виду упаковку, в таких продуктах при проверках порой вообще не обнаруживается ни грамма молока».

Проконтролировать качест­во товара здесь невозможно, никто за этим не следит.

Что даёт QR-код

В магазинах ситуация лучше. С весны прошлого года просроченные и сделанные непонятно где и непонятно как молочные продукты купить не получится — продавец не сможет выбить чек, пока не отсканирует специальную марку — QR-код.

«В момент продажи товара касса за долю секунды обращается в систему „Честный знак“, — поясняют в ЦРПТ (Центр развития перспективных технологий), который является оператором этой системы. — Если товар просрочен, нелегален, заблокирован к продаже по решению Роспотребнадзора, касса не даст его пробить».

На маркетплейсах кассы, увы, нет. Тут фальсификат «ловят» после жалоб пользователя в приложении. Онлайн-площадка получает сигнал и проводит уже свою проверку. В 94% случаев жалоба подтверждается. В 2024 году благодаря такому механизму заблокировали больше 351,5 миллиона видов просроченной и нелегальной молочной продукции.

За 60 рублей молока не бывает

Хуже дела обстоят с фальсификатом в садиках, школах, армии. Сюда нелегальное молоко и продукты, из него сделанные, льются рекой через госзакупки. Например, в Ростовской области в прошлом году Россельхознадзор обнаружил 80 фактов несоответ­ствия товара от одной крупной компании и нескольких предпринимателей. Фальсификат шёл в соцучреждения, детские сады и школы разных регионов. А в социальные учреждения Коми молоко, масло и сыр с вредными для здоровья примесями поставляли производители Брянской и Нижегородской областей и Краснодарского края.

Как распознать фальсификат:
Посмотрите на внеш­ний вид молока: оно не должно иметь неестественный цвет, расслаиваться или содержать осадок. Если молоко слишком жидкое или густое, это может быть признаком добавления воды или растительных жиров. Проверьте маркировку. На упаковке должен быть QR-код, сканируйте его и проверьте подлинность продукта. Это можно сделать на любом смартфоне. Если кода нет или он не считывается, это может быть признаком фальсификата.

«Государство создаёт контрольные органы, которые борются с фальсификатом, с одной стороны, а с другой — не препятствует фальсификаторам зарабатывать на себе,— возмущается Константин Синецкий. — Происходит это в основном через муниципальные госзакупки молочной продукции, например, для школ и детских садов. Контракт выигрывает тот, кто предложит меньшую цену. Один предлагает молоко по 100 рублей за литр, другой — по 60, выберут последнего. А такое молоко качественным быть не может в принципе. Литр молока у производителя сейчас стоит около 80 рублей плюс упаковка, обработка, доставка. Молоко за 60 рублей — это уже фальсификат».

Внедрить маркировку молочных продуктов для борьбы с фальсификатом пытаются и в социальной сфере.

Пока это только эксперимент, который должен помочь разработать эффективный механизм выявления и пресечения поставок «немолочного молок­а» в соцучреждения.

В ЦРПТ сообщили, что проходит он с 1 декабря 2024 года по 31 августа 2025 года в Краснодарском, Пермском, Ставропольском, Хабаровском краях, Московской и Новосибирской областях, а также в Санкт-Петербурге.

По словам Синецкого, страдают от ситуации с фальсификатом не только дети, которые лишены шанса полюбить молоко, но и сами его производители. Тень ложится на всю отрасль, увеличивая число проверок, снижая продажи и доходы фермеров. 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах