8442

Импортозамещение не спасает. Насколько теперь в России вырастут цены?

Россия по-прежнему зависит от иностранных товаров, несмотря на программу импортозамещения и санкционный режим в отношении продуктов из недружественных государств. Это означает, что продолжающееся ослабление рубля неминуемо приведёт к новому витку инфляции. Насколько вырастут цены на разные группы товаров и услуг, АиФ.ru узнал у участников рынка.

Продукты

Роман Гуров, исполнительный директор Союза органического земледелия:

Согласно официальным статистическим данным, «продовольственная инфляция» в России в 2015 году составила 20,2%. Это средняя цифра, так как ряд продуктов питания выросли значительно. Например, цитрусовые увеличились в цене на 47,6%, гречка — на 91%, а сухофрукты — аж на 101%. Если брать во внимание продукты первой необходимости (хлебные, молочные, рыбные, овощные продукты), то эти продукты подорожали в среднем на 70%.

В 2016 году цены на все продукты питания будут увеличиваться пропорционально за теряющим свою финансовую привлекательность рублём. Особенно остро в очередной раз пострадает «социальная продуктовая корзина», куда входят продукты первой необходимости (хлеб, овощи, фрукты, молоко, мясо). Средний рост ожидается на уровне 50%.

Помимо стремительной девальвации рубля, на рост цен на продукты существенное влияние будет оказывать спекулятивный подход предпринимателей. Избыток производства каких-либо продуктов питания, например картофеля, не будет играть на понижение цены. Максимум, чего можно добиться в продукции, которая будет в избыточном производстве, это фиксация конечной цены для покупателя на уровне 2015 года.

Конечным покупателям необходимо смириться с тем фактом, что в этом году продолжится подорожание абсолютно всех групп продуктов питания, в том числе цитрусовых, фруктов, гречки, сахара, муки, молочных продуктов. Исключение могут составить картофель, свёкла, морковь. На них в случае благоприятного урожая в стране цена останется на уровне 2015 года. Реального снижения цен на какие-то продукты питания ожидать не стоит.

Техника

Антон Спиридонов, руководитель по стратегическим коммуникациям Hi-Tech Mail.Ru

До конца первого квартала большинство позиций техники подорожает от 10 до 20–25%, подорожание не догонит рост курса валют, но приблизится к нему: ритейлеры по возможности будут сдерживать рост цен в ущерб маржинальности.

Способствовать росту цен на технику будет только курс валют, ведь остальные затраты на движение техники от производителя к конечному покупателю (стоимость доставки, хранения, налоги и пр.) меняются мало. Скорость роста цен зависит от размера партии различной техники и скорости реализации. Крупная техника зачастую хранится на складах в ритейле в минимальном количестве, так что новые партии от производителей прибывают чаще, чем партии, например, смартфонов, которые не занимают много места на складе. Так что периодичность обновления цен на такую технику выше и меняется от партии к партии. Тем не менее число проданных смартфонов в штуках несопоставимо с крупной бытовой техникой, так что даже большие партии раскупаются быстро. В итоге мы получаем примерно одинаковый срок подорожания всей импортной продукции в ритейле.

Сильнее всего подорожает техника, которая не имеет российского производства: это смартфоны, многие планшеты, ноутбуки, к примеру. Техника с частично российским производством (крупная бытовая техника, телевизоры и мониторы, настольные ПК) подорожает не так сильно, как валюта, от 5 до 10%.

Одежда

Анна Лебсак-Клейманс, генеральный директор Fashion Consulting Group

Повышение цен будет. Более всего вырастут цены на премиальные товары. Ряд люксовых брендов уже заявили о том, что по окончании сезона скидок будет подорожание. Премиальные товары ориентированы на состоятельных потребителей, которые гораздо менее чувствительны к повышению цен, чем люди с низкими и средними доходами. Кроме того, данные товары не относятся к категории первой необходимости, для таких покупателей новая пара джинсов или туфли — это лишь расширение существующего гардероба, но вовсе не замена изношенной вещи.

Что касается среднего сегмента, то внутри коллекций брендов активнее цены будут подниматься на более модные вещи со сложным кроем, сделанные с применением более сложных материалов и фурнитуры, то есть на «дизайнерские модели» — коктейльные платья, декоративные блузы, оригинальные джемперы.

Меньше цены поднимутся на базовые модели, трикотаж, рубашки, джинсы. То есть продавцы будут прилагать максимальные усилия, чтобы сдержать рост цен на те товары, на которых они делают основные обороты. Бренды будут искать возможность предложить покупателям недорогие модели, чтобы удержать их в своих магазинах, во многом это будет делаться за счёт экономии на себестоимости.

Елена Бугранова, президент «Союза русских байеров»

Некоторые марки, которые имели слабые позиции в России, будут уходить с рынка, а на их место придут новые перспективные имена — те, которые давно хотели попасть в РФ и готовы предложить более выгодные условия для оптовых закупок. Вместе с тем продолжит расти популярность отечественных брендов: многие из них могут предложить европейское качество, поскольку закупают ткани и фурнитуру за границей, но при этом у них более привлекательные цены.

Зарплаты россиян снижаются, спрос на товары падает, поэтому владельцы магазинов будут стараться сдерживать цены, не давая им вырасти более чем на 5–10%. Отыграть ценник они постараются тем, что не будут делать высокие скидки в период распродаж — эту тенденцию мы замечаем уже сейчас.

Одежда начнёт дорожать в соответствии с ростом курса валют после того, как устаканится ценовая экономическая политика. Скорее всего, произойдёт это только к весне – лету 2017 года, когда рынок потребит все запасы прошлых сезонов, с него уйдут неэффективные игроки.

Мебель

Мария Левина, сооснователь и исполнительный директор интернет-магазина The Furnish

В 2016 году цены будут корректироваться в сторону удорожания на мебель импортного производства — это связано с ростом курса валют. Обычно корректировка цен происходит в течение нескольких месяцев после колебаний курса — многие поставщики стараются оставить прежние цены на поставки, которые закупили по старому курсу, но вынуждены поднимать цены для новых поставок, так как оплачивают их в валюте. Цены на мебель российского производства подрастут из-за наличия импортных комплектующих, но гораздо меньше — на 10–15%. Сейчас мы активно развиваем продажи мебели российского производства. В этом сегменте зависимость от курса намного ниже.

Андрей Белоедов, исполнительный директор по продажам и маркетингу компании REHAU в Восточной Европе

Подорожают стройматериалы и предметы для обустройства дома. Подобную картину мы уже наблюдаем в оконной отрасли. Цена готового окна складывается из общей стоимости деталей, из которых оно состоит: профиля, фурнитуры, стекла. Сейчас фурнитура в основном импортируется, поэтому изменение курсов валют самым прямым образом влияет на её ценник.

На рынке кухонь ситуация очень похожа. Встроенная бытовая техника завязана на доллар и евро, около половины деталей — тоже. Следовательно, стоимость гарнитура увеличится довольно сильно, на 20–30%.

Следует отметить, что изменение цен не произойдёт мгновенно. Те производители, у которых есть какие-то запасы, которые успели вложиться в товар или просто хотят взять объёмом, смогут некоторое время сдерживать рост цен.

Авиабилеты

Ирина Рябовол, представитель метапоиска momondo в России

В дальнейшем резкого и высокого скачка цен на авиабилеты ожидать не стоит. Даже в период кризиса перевозчики, стремясь сохранить спрос и боясь отпугнуть путешественников, стараются сдерживать их чрезмерный рост и предлагать новые бюджетные тарифы, в которые не входит провоз багажа, питание и другие стандартные услуги. Такие шаги уже положительно отразились на стоимости рейсов из регионов: в отдельных случаях в декабре она снизилась более чем на 60%.

Плюс в 2016–2017 гг. сохранится субсидирование авиакомпаний. Также позитивное влияние на цены перелётов может оказать возможное обнуление ставки НДС при продаже авиабилетов внутри страны. Но по России могут чуть подняться цены на авиабилеты в Сочи и Крым — из-за возросшего интереса наших граждан к поездкам туда вследствие отмены перелётов в Египет и чартеров в Турцию.

Стоимость международных рейсов в большей степени зависит от скачков на валютном рынке и может возрасти несколько сильнее. Особенно ближе к летнему сезону, когда все тарифы традиционно возрастают.

Меньше всего стоит ожидать повышения по тем направлениям, которые будут бороться за место Турции — Израиль, Болгария, Греция, Италия. Однако могут подорожать и без того не сильно востребованные сейчас перелёты в сравнительно дорогие регионы и страны, например, в Скандинавию, Великобританию, США и другие. Спрос по ним и так просел (к примеру, интерес россиян к Лондону, по нашим данным, снизился в 2015 году по сравнению с 2014 годом на 40%), и перевозчикам нужно как-то сохранять рентабельность.

Оставить комментарий (7)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество