Примерное время чтения: 8 минут
238

Накажут торговую сеть — пострадает потребитель?

11 ноября в Думе пройдёт второе чтение проекта Закона о торговле. В редакцию, представленную правительством, группа депутатов внесла поправки, которые могут существенно ухудшить ситуацию. И не столько для крупных торговых сетей, сколько для простых покупателей, а также маленьких и средних поставщиков и торговцев.

За оборот, а не за наценку

Не важно, какими благими намерениями руководствуются сторонники госрегулирования, приведут они к росту цен. И вот почему.

Некоторые депутаты проявляют вопиющую экономическую неграмотность, заявляя: «Торговля работает с наценкой 100%!», а затем пафосно вопрошают: «У какой другой отрасли есть такая рентабельность?» Это полная чушь. Рентабельность в торговле продовольствием редко превышает уровень 3%, это один из самых низких показателей среди различных индустрий. И это нормально: компании, торгующие товарами повседневного спроса, постоянно борются с издержками и зарабатывают не на высокой наценке, а на высоком обороте.

Наценки бывают разными. На самые ходовые товары наценки минимальны, часто они даже отрицательные. На менее востребованные — максимальны, наценка на конкретный товар действительно может достигать 100 и даже 200%. Если законодательно наценку усреднить или ограничить, стоимость самых востребованных товаров вырастет. В среднем надбавки в российской торговле существенно выше, чем в развитых странах, а прибыльность торговых компаний примерно на том же уровне. Так происходит потому, что у нас существенно выше издержки — расходы, и, кстати, многие из них уже связаны с госрегулированием. Если взглянуть на структуру цены практически любого продукта питания, то прибыль и переработчика, и поставщика, и торговли в совокупности меньше, чем налоги.

Снизить наценки в торговле, а стало быть, и цены можно, лишь уменьшив издержки. Приказов цены не послушаются. Спросите у людей: «Вы хотите, чтобы государство регулировало цены?» Большинство согласится, не все же помнят, что в СССР, где всё было именно так, полки в магазинах были пустыми!

Новый закон, к сожалению, несёт торговле только рост издержек. Вопрос лишь в том, насколько он будет велик. Чем больше регулирования, чем жестче оно — тем больше вырастут издержки торговли. Ни единым иным способом, кроме как за счёт роста цен, эти дополнительные издержки торговля компенсировать не сможет. Заплатят за эти популистские эксперименты по административному повышению прибыльности поставщиков покупатели.

Хорошо играть, а не жаловаться

«Как же так, — говорят наши противники, — в сетях есть листинг — плата за „вход на полку“. Плюс деньги от покупателей торговля получает сразу, а за товар поставщикам платит потом?!» Важно понять: любые преференции, которые сеть получила у поставщика, — это сэкономленные для покупателя деньги. Сокращение сроков платежей, предусмотренное правительственной версией законопроекта, в масштабах, например, нашей компании означает, что нам надо взять дополнительных кредитов на 50-80 млн долл., а это около 10 млн долл. дополнительных процентных расходов. Их, в конце концов, оплатит покупатель, а окажутся они в результате в карманах поставщиков. Надо честно об этом говорить.

Или другой традиционный упрёк торговле — листинг. Это инструмент, позволяющий новым товарам попадать на полки. Его отмену лоббируют крупнейшие, давно работающие поставщики, чтобы не пускать на рынок молодые, амбициозные, готовые развиваться компании. Если бы мы захотели продавать все товары, которые нам предлагают, потребовался бы магазин площадью в несколько квадратных километров. И листинг для поставщика — способ выделиться в обилии предложений. Теперь вообще не очень понятно, как товары новых поставщиков будут попадать на полки. А ещё говорим об инновационной экономике…

Другое «преступление торговых сетей», активно обсуждаемое в Думе, — скидка за объём: несколько парламентариев внесли поправку, чтобы она не превышала 10%. О чём идёт речь? Вы пришли на рынок купить картошки. Продавец назначает цену за килограмм, но, если покупать ведро, он сбросит немного. На мешок скидка будет ещё выше, на грузовик — тем более. О цене договариваются изначально, а также о том, как она будет уменьшаться по мере того, как растёт объём закупки. Эта система защищает поставщика, обеспечивает ему оборот. Больше продал — больше скидка, ниже стоимость для покупателя. А эту возможность хотят ограничить 10%!

Поправка, ограничивающая наценку на продукты питания в размере 25% от цены первого оптового покупателя, — мера, которая неминуемо убьёт весь малый и средний торговый бизнес. Маленькие компании не могут напрямую работать с поставщиками — они работают с дистрибьюторами. А некоторые даже с дистрибьюторами дистрибьюторов. Кроме того, многие небольшие предприятия торговли платят за аренду своих магазинов до 30% выручки. Эта поправка вообще лишена здравого смысла.

Ещё одно положение проекта закона ограничивает инвестиции торговли в открытие новых магазинов при достижении 25%-ной рыночной доли. Какое неравномерное внимание к монополизму! Ведь очень многие поставщики на локальных рынках имеют доли по 50-80%. Тогда уже надо и их ограничивать, иначе десять разных сетей будут изображать конкуренцию между собой, продавая товар… одного и того же поставщика!

Эпоха, когда главное было — произвести, закончилась. Сегодня главное — продать! Если у поставщика есть востребованный рынком товар, он может наращивать объёмы его производства. И, чтобы работать с крупными современными сетями, поставщик должен быть крайне эффективным. Отмена листинга, бонусов и других преференций — это поддержка неэффективных производителей в ущерб эффективным. В футболе тоже сложно держать мяч, делать результативные передачи, точно бить по воротам. Гораздо проще требовать от судьи, чтобы он судил в вашу пользу…

Другое мнение. Сети душат поставщиков своей властью

Тимофей Нижегородцев, начальник Управления контроля социальной сферы и торговли Федеральной антимонопольной службы России:

Отечественный производитель загнан в угол. Возник барьер, который нельзя преодолеть старыми методами: рыночная сила торговых сетей переросла в настоящий диктат. И закон о торговле стал ответной реакцией правительства страны именно на эту ситуацию.

Но владельцы торговых сетей всё ещё надеются на то, что им удастся внести поправки в закон о торговле, которые позволят им и дальше создавать невыносимые условия для производителей, а значит, держать высокие цены для покупателей. Получится? Читать далее >>

В «АиФ» № 44 мы изложили тезисы Т. Нижегородцева и Л. Хасиса на тему «Закон о торговле спасёт покупателя или поможет крупным сетям стать ещё богаче?» Голоса читателей на 18.00 2 ноября таковы:

  • 3465 человек высказались в поддержку позиции Тимофея Нижегородцева.
  • 7668 человек высказались в поддержку позиции Льва Хасиса.

ЧИТАТЕЛЬСКОЕ ГОЛОСОВАНИЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

Если вам ближе позиция Тимофея Нижегородцева, вы можете отдать свой голос в его поддержку, позвонив по телефону 8-800-100-10-25*.

Если вам близка позиция Льва Хасиса, вы можете отдать свой голос в его поддержку, позвонив по телефону 8-800-100-10-24*.

* Звонок по России бесплатный.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах