Примерное время чтения: 4 минуты
7328

Консервы раздора. Почему Россия запретила ввоз молдавских продуктов

Сюжет Соглашение об ассоциации между Украиной и Евросоюзом
Роспотребнадзор приостановил ввоз плодово-овощных консервов из Молдавии.
Роспотребнадзор приостановил ввоз плодово-овощных консервов из Молдавии. / Рамиль Ситдиков / РИА Новости

Роспотребнадзор приостановил ввоз плодово-овощных консервов из Молдавии. Под запрет попала продукция четырёх молдавских предприятий — Alfa-Nistru, Natur Bravo, Sorvest-Agro и Coval&Co. Специалисты российской санитарной службы выявили нарушения законодательства в области защиты прав потребителей, включая несоответствие требованиям, предъявляемым к маркировке и идентификации товаров. Кроме того, масса нетто на товарах вышеперечисленных марок не соответствовала заявленной на этикетке.

«Роспотребнадзор приостановил с 18.07.2014 ввоз на территорию Российской Федерации консервированной молдавской плодово-овощной продукции», — говорится в сообщении ведомства.

Овощная экономика

Помимо эмбарго на овощные консервы, с 18 июля РФ ввела запрет на ввоз свежих фруктов из Молдавии. Свои действия в отношении растительной продукции Россельхознадзор объяснил большим количеством нарушений при поставках молдавских яблок, груш, вишни, абрикосов, слив, нектаринов и т. д.

 

Экономика Молдавии серьёзно зависит от торговых отношений с Россией — РФ остаётся основным потребителем молдавской продукции (в прошлом году страна поставила в Россию товаров на 632 млн долларов). Доля молдавских овощных консервов на российском рынке составляет порядка 12–13 %, говорит аналитик ИХ «Финам» Анатолий Вакуленко. Объём импорта плодово-овощных консервов оценивается примерно в 50 млн долларов в год. Что касается молдавских фруктов, их присутствие на прилавках российских магазинов составляет 2 % (140 млн долларов), свидетельствуют данные «Руспродсоюза».

После того как Кишинёв подписал соглашение о создании зоны свободной торговли с Евросоюзом, Москва предупредила молдавские власти о возможном введении пошлин на ряд импортных товаров, в том числе овощей, мяса, вина, зерна. Агропромышленный комплекс Молдавии максимально нацелен на ёмкий потребительский рынок России, и потеря такого прибыльного канала сбыта нанесёт несравненно большой ущерб стране. Кишинёву придётся в краткие сроки перенаправлять весьма внушительный объём продукции другим импортёрам, что в текущих условиях практически невозможно.

Около 90 % молдавской растениеводческой продукции поставляется в страны СНГ, главным образом в Россию. Сейчас ситуацию осложняет и летний сезон, когда овощи и фрукты потребляются в свежем виде, указывает первый вице-президент общероссийской общественной организации «Российский клуб финансовых директоров» Тамара Касьянова.

Что ждёт потребителей?

Впрочем, по мнению экспертов, уход молдавских овощных консервов с российского рынка вряд ли скажется на общей стоимости в этой категории.

«Среди импортной продукции прочные позиции занимает французская компания Bonduelle — порядка 12 % российского рынка. Ей удаётся удерживать лидирующие позиции на протяжении не одного десятилетия. Важный козырь — ведущее положение в самых востребованных сегментах: консервированные горошек и кукуруза», — отмечает Касьянова.

Не стоит забывать, что в летний период потребление плодово-овощных консервов снижается, и маловероятно, что приостановка ввоза консервов из Молдавии серьёзно повлияет на рынок, полагает Вакуленко. По словам аналитика, к осени – зиме поставки будут скорректированы за счёт других стран и импортозамещения.

Действительно, в последние годы активно развивается отечественное производство. Западные компании проявляют интерес к югу России, строят там заводы, которые работают по иностранным технологиям. Такая стратегия позволяет существенно сократить логистические издержки. А именно, умение снизить себестоимость продукции без ущерба для качества определяет успешность того или иного производителя. Конкуренция в секторе сложна и тем, что консервированные продукты сами по себе практически не отличаются друг от друга, иными словами, не имеют явных особенностей. В результате часто выигрывает тот, кто сможет предложить потребителю товар за более низкую цену, добавляет Касьянова.

Оцените материал
Оставить комментарий (5)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах