Первый вице-президент Ирана на Каспийском экономическом форуме в Москве предложил создать общую экономическую зону, а также «зеленый» таможенный коридор в Прикаспийском регионе. Там же российский премьер предложил сделать Каспийский регион одним из крупнейших узлов трансконтинентальных перевозок в Евразии. Что это значит для России, Ирана и всего Прикаспийского региона?
Что такое Каспийский регион?
Каспийский регион — морское побережье пяти стран: Азербайджана, Ирана, Казахстана, России и Туркменистана. По данным Минэкономразвития РФ, здесь выращивается 7% мирового зерна, добывается 5% черных металлов, хорошо развит нефтегазовый сектор, растет добыча газа и нефти на шельфе.
Благодаря своим углеводородным богатствам Каспий мог бы стать поставщиком нефти и газа в Европу в обход России, указывают некоторые эксперты, но этого не происходит из-за политики ЕС. Союз России, Ирана и других прикаспийских государств — даже чисто экономический — может свести вероятность таких поставок и вовсе к нулю.
Пока взаимный интерес в регионе виден: товарооборот прикаспийских стран увеличился за последние шесть лет на 54%. В деньгах он, по данным ФТС России, составлял в 2021 году 34 млрд долл. А по итогам прошедших месяцев этого года, несмотря на все санкции и ограничения, он даже вырос более чем на 10%.
Что предложил Иран?
«...В целях использования наибольшего потенциала государств и частных секторов прикаспийских стран... предлагаем создать общую экономическую зону в Прикаспийском регионе, а также “зеленый” таможенный коридор», — предложил первый вице-президент Ирана Мохаммад Мохбер. Заявление высокопоставленного представителя Исламской республики прозвучало после выступления российского премьер-министра Михаила Мишустина — как развитие и радикализация предложений РФ.
Мишустин заявил о планах создания всего лишь трансконтинентального транспортного узла. По его словам, это будет способствовать формированию региональных рынков, наращиванию торговой и производственной кооперации. У прикаспийского региона хорошие перспективы в туризме, и он может принимать не менее миллиона путешественников ежегодно. Поэтому, по словам премьера, нужны практические договоренности между государствами, которые позволят нарастить туристические обмены.
Каспийский экономический форум прошел в Москве 5-6 октября. Помимо Мишустина и Мохбера, в нем участвовали премьер Азербайджана Али Асадов, премьер Казахстана Алихан Смаилов и вице-премьер Туркменистана Ходжамурат Гельдымурадов.
Иран, судя по всему, готов к более многообразному и тесному сотрудничеству.
СМИ цитировали замглавы администрации президента Ирана по политическим вопросам Мохаммада Джамшиди: «Иран, Россия, Туркменистан, Казахстан и Азербайджан — пять соседей, которые на двусторонних и многосторонних переговорах обсудят друг с другом вопросы, касающиеся нефтегазовой сферы, энергетики, транспорта, науки, окружающей среды и сельского хозяйства». В рамках форума, который завершился в четверг, работали сразу 12 профильных круглых столов.
Помимо «коридора», Мухаммад Мохбер предложил прикаспийским странам создать комитеты по сотрудничеству в сферах транспорта, нефти и газа, а также электроэнергетики — «в целях унификации и гармонизации транспортных тарифов на железнодорожные, автомобильные и морские перевозки, создания предпосылок для совместных инвестиций в инфраструктурные проекты».
В каких отраслях мы будем сотрудничать?
По мнению первого вице-президента Ирана, есть также необходимость ускорить объединение электроэнергетических сетей республики с сетями прикаспийских государств. Хотя в Иране электроэнергия дешевле, чем в России, ее избытка сейчас нет — в республике так активно майнят криптовалюты, что она готова импортировать электричество извне.
Во время форума власти Ирана также сообщили о желании принять участие в производстве российских автомобилей — вместе с АвтоВАЗом. У двух стран много общего, в том числе в автопроме. В свое время Иран запускал совместные проекты по сборке автомобилей на базе французских Peugeot и Renault, затем иностранцы ушли, а производство осталось. Прямо как у нас.
Теперь иранцы предлагают обмениваться комплектующими, технологиями и даже наладить выпуск нового ирано-российского автомобиля. У АвтоВАЗа пока простаивают площадки в Тольятти и Ижевске. Но производство может быть запущено и на территории исламской республики.
«Процесс создания полноценной зоны свободной торговли Ирана и стран Евразийского союза будет завершен, и она будет работать, — считает ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО Александр Князев. — Первые торговые соглашения Ирана с ЕАЭС показали свою эффективность. Глобальный коридор “Север-Юг” только начинает действовать. Часто говорят о его западном секторе, который идет через Азербайджан, где часть магистрали не достроена, но существует и уже пропускает поезда восточный сектор, через Казахстан, Туркменистан в Иран и на пароме в Индию. Эта магистраль очень важная для Казахстана и России, она поможет выйти на рынки Персидского залива, юго-восточной и южной Азии. Ведь не может же разворот на восток означать только разворот к Китаю? Иранское направление, на мой взгляд, наиболее перспективное с точки зрения баланса восточной политики России».