Российским авиакомпаниям после выкупа иностранных самолетов у западных лизинговых компаний станет проще выполнять международные рейсы. Как специально для aif.ru сообщил исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев, теперь риски судебных исков или арестов воздушных судов за рубежом значительно снизились.
После введения санкций у российских авиаперевозчиков осталось около 400 самолетов, принадлежащих западным лизинговым компаниям, которые требовали их вернуть. Чтобы не допустить этого, государственной страховой компании НСК был выделен льготный займ на 15 лет из средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) в размере 300 млрд руб. под 1,5% годовых. Эти средства были направлены на выкуп иностранных самолетов, находящихся в собственности у западных лизинговых компаний. В результате по итогам 2023 года было выкуплено 165 лайнеров, подсчитали в РБК. Из них группа «Аэрофлот» урегулировала споры по 93 воздушным судам, авиакомпания S7 — по 45.
«Самолеты у западных лизинговых компаний были выкуплены российской страховой госкомпанией, которая перезаключила лизинговые договоры с отечественными авиакомпаниями, — объясняет Олег Пантелеев. — Перевозчики продолжают платить лизинговые платежи, только теперь в адрес нашей компании».
Благодаря урегулированию взаимоотношений с западными лизинговыми компаниями российские авиаперевозчики теперь могут свободно выполнять международные рейсы. «С переходом права собственности на самолеты к российской лизинговой компании стало возможно дерегистрировать выкупленные лайнеры в западных реестрах и оставить их на учете только в российском реестре. А это дало лайнерам свободу передвижения, на них теперь можно спокойно выполнять рейсы на международных маршрутах, не опасаясь каких-то эксцессов вроде арестов или судебных исков», — подчеркнул эксперт.
Кроме того, очевидно, что у западных лизинговых компаний выбор был невелик, им оставалось либо ждать урегулирования неопределенное время, в течение которого стоимость авиатехники неуклонно снижалась, либо воспользоваться предложением единственного возможного покупателя — российской госкомпании. Поэтому «можно предположить, что российская лизинговая компания выкупила самолеты на достаточно привлекательных финансовых условиях, — допускает Пантелеев. — А значит, нагрузка на отечественные авиакомпании, связанная с лизинговыми платежами, как минимум не увеличилась».
Ранее aif.ru рассказал о темпах возрождения отечественной авиастроительной отрасли.