2015 год выдался трудным для отечественного туристического сектора: масштаб падения турпотока из РФ стал рекордным за последние двадцать лет, признали в Ростуризме.
АиФ.ru подводит итоги того, какой ущерб претерпела отрасль в этом году.
Египет: миллиардные потери
Пожалуй, главным ударом для российских туроператоров стала приостановка авиасообщения с Египтом после крушения лайнера «Когалымавиа», которое после проведенной экспертизы было признано терактом.
До авиакатастрофы на Синайском полуострове Арабская республика была самым востребованным внешним туристическим направлением у россиян. На страну пирамид приходилась пятая часть всего российского выездного туризма. Россияне были самой многочисленной группой иностранных туристов в Египте — в прошлом году эту страну посетили 3 млн соотечественников. Второе место занимали британцы — число жителей Туманного Альбиона, посетивших Египет, составляет 1 млн человек.
По итогам первого полугодия 2015 года Египет посетили 1,054 млн соотечественников. Для сравнения: вторую по популярности у сограждан страну — Турцию — посетили 1,031 млн человек.
Потеря Египта, куда только до Нового года было продано около 100 тысяч туров, дорого обойдется участникам российского туристического рынка. По подсчетам коммерческого директора Tez Tour Александра Буртина, пока заморожено авиасообщение с Египтом, туристическая отрасль может понести убытки до 5 млрд рублей в месяц.
Турция: следом за Египтом
Вторым по популярности зарубежным направлением у российских путешественников была Турция. Именно в отели Антальи, Аланьи и Кемера отечественные туроператоры начали отправлять туристов, купивших путевки в Египет. Почувствовав отсутствие главного конкурента, турецкие отельеры начали поднимать цены на проживание (несмотря на то, что ноябрь уже совсем не сезон для отдыха в Турции).
Конечно, Турция никогда не смогла бы заменить россиянам Египет — прежде всего, по цене и по климату.
Но заработать на увеличении туристического потока из РФ Анкара все же могла, если бы турецкие военные не сбили российский самолет Су-24 на границе с Сирией. После этого инцидента президент России Владимир Путин незамедлительно подписал указ о специальных экономических мерах в отношении Анкары.
Помимо приостановки со своей стороны соглашения о безвизовом режиме между странами и запрета на ввоз «отдельных видов товаров» турецкого происхождения, Москва поручила туроператорам воздержаться от продажи населению турпутевок в Турцию. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил, что террористическая угроза из Турции исходит не меньшая, чем из Египта.
Между тем в Европейском банке реконструкции и развития (ЕБРР) подсчитали, что туристические путевки подорожают на 25%, если запрет на посещение Турции продолжится и в 2016 году.
Банкротство «Трансаэро»
Еще одним неприятным событием для туристического сектора стало решение властей РФ о банкротстве «Трансаэро». Дело в том, что на этого авиаперевозчика приходилось большое число чартерных рейсов.
Последние три года «Трансаэро» была убыточной компанией. Общий объем ее задолженности составлял 250 млрд рублей, из которых 150 млрд приходилось на лизинговые долги, около 85 млрд — это долги перед банками и 20 млрд — долги перед аэропортами и топливозаправочными комплексами.
Сначала правительство приняло решение спасти авиаперевозчика путем передачи управления над ним «Аэрофлоту». Согласно достигнутой договоренности, «Аэрофлоту» должен был быть передан пакет из 75% + 1 акция «Трансаэро» за символическую сумму в 1 рубль. Со своей стороны государство обещало выделить субсидию в размере 70–80 млрд рублей. Однако в «Трансаэро» не успели в срок собрать необходимое количество акций для передачи, и сделка сорвалась. Некоторые кредиторы авиакомпании заявили о необходимости процедуры банкротства «Трансаэро».
«Я думаю, что другого варианта просто нет. Попытки найти другие варианты не увенчались успехом. Поэтому сейчас мы исходим из того, что это единственный возможный вариант», — говорил глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев, отвечая на вопрос о том, существуют ли, помимо банкротства, иные варианты урегулирования ситуации вокруг авиакомпании (цитата по РИА Новости).
Уход «Трансаэро» приведет к еще большей консолидации рынка.
«Снижение уровня конкуренции является хорошим поводом для повышения цен на рынке в целом, особенно сейчас, когда авиаперевозчики работают на грани рентабельности», — поясняет управляющий партнёр АО «2К», к. э. н. Тамара Касьянова.
Прежде всего, рост цен на билеты коснется тех направлений, которые традиционно были «закреплены» за «Трансаэро». Авиаперевозчик довольно активно использовал демпинг для привлечения пассажиров. Поэтому даже без повышения цен другими авиаперевозчиками средняя стоимость перелетов по дисконтным направлениям «Трансаэро» вырастет, так как с рынка пропадут дешевые билеты.
Девальвация рубля
Падение реальных доходов россиян (по оценке Министерства труда, по итогам 2015 года они снизятся на 4-5%) вместе с резким ростом курса доллара и евро сделали неподъемными поездки за границу для многих россиян. Этот фактор существовал задолго до закрытия Турции с Египтом и начала банкротства «Трансаэро». Специалисты отмечали рост средней цены тура за границу: в первом квартале этого года граждане тратили на путевку в среднем 39,6 тысячи рублей, тогда как в прошлом году стоимость тура составила 36 тысяч рублей.
По данным Ростуризма, в первом полугодии число выехавших за рубеж соотечественников сократилось на 33,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По итогам года эта картина, скорее всего, будет еще более печальной.
Эксперты предупреждают — в текущей экономической ситуации падение доходов продолжится, а возможное новое ослабление рубля сделает импортные товары (в т. ч. поездки за границу) ещё дороже.
На фоне стремительно дорожающего отдыха за рубежом растет популярность внутреннего туризма. Как выяснили специалисты momondo, этим летом свой отпуск соотечественники предпочитали проводить в РФ: поисковые запросы на внутренние авиабилеты в июне — августе составили 51,2%. В 2014 году на их долю приходилось 43,9% запросов.