На авиационно-космическом салоне гражданской техники постепенно становится больше, чем военной. / Евгений Биятов / РИА Новости
Без людей и военных
Исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев:
- Санкции против России были введены уже во время проведения предыдущего МАКС в 2015 г. С тех пор санкции были ужесточены, а количество стран-участниц только увеличилось. Теперь их 35. Десять государств сформировали национальные павильоны, поскольку были представлены не одной-двумя фирмами, а гораздо шире. Крупнейшие мировые авиапроизводители «Боинг» и «Эрбас», двигателестроители из «Пратт энд Уитни» тоже не смогли проигнорировать Московский авиакосмический салон. Так что говорить об изоляции не приходится. Международное сотрудничество продолжается, а конгресс-центр даже пришлось расширять. В дни профессиональной работы салона там в день проходило по 50-60 деловых встреч.
Из тенденций хотелось бы отметить ещё большее, чем ранее, присутствие на авиасалоне беспилотных летательных аппаратов (дронов). Они тут на все вкусы: большие и крошечные, военные и гражданские, напоминающие самолёты, вертолёты или вовсе «летающие табуретки». Причина проста: нынешний уровень развития авиатехнологий позволяет осуществлять многие операции без участия человека. Это и дешевле, и в случае военного применения безопаснее. Ведь пилот - это самое дорогое, что есть на вооружении ВВС любой страны.
Ещё одна тенденция - на авиакосмическом салоне гражданской техники постепенно становится больше, чем военной. Это хорошо заметно, когда проходишь мимо выставленных в две шеренги на взлётной полосе экспонатов. У ведущих мировых производителей авиатехники выручка от гражданской продукции превосходит доходы от военной. В России она колеблется около 20%, но наша Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК) и холдинг «Вертолёты России» тоже движутся в этом направлении. Уверен, что в экспозиции следующего авиасалона МАКС-2019 будут преобладать гражданские самолёты и вертолёты.
С последним заявлением согласна и вице-президент АО «Гражданские самолёты Сухого» (ГСС) по маркетингу Тамара Какушадзе:
- В рамках авиасалона МАКС-2017 специалистами ОАК и ГСС был представлен обзор мирового рынка гражданской авиации на ближайшие 20 лет. К 2036 г. миру потребуется 42 тыс. новых самолётов. Давайте посмотрим, на какой кусок этого пирога мы можем рассчитывать.
В сегменте ближнемагистральных самолётов будут востребованы 4610 новых машин. ОАК уже вышла на рынок с сотней летающих в разных странах самолётов Sukhoi Superjet 100 - это примерно 3% нынешнего авиапарка подобных машин. В ближайшие 20 лет мы собираемся добиться доли в 15%. Задача амбициозная, но выполнимая. Кстати, на МАКС был подписан твёрдый контракт на поставку в «Аэрофлот» 20 самолётов «Суперджет» в дополнение к уже поставленным 30.
Самый конкурентный и самый востребованный сегмент рынка - это среднемагистральные лайнеры. Здесь мы намерены предложить семейство самолётов МС-21, один из которых, самолёт МС-21-300, недавно совершил первый полёт. Стратегическая задача - за 20 лет отвоевать позиции у «Боинга» и «Эрбаса» не менее 5% в этом сегменте. В 2025-2027 гг. ОАК совместно с китайскими партнёрами собирается запустить в производство семейство широкофюзеляжных дальнемагистральных лайнеров. Это будут абсолютно новые самолёты на 250-300 кресел. Потребность в таких машинах на 20 лет вперёд составит до 4800 бортов. Наконец, турбовинтовой самолёт для местных и региональных авиалиний Ил-114-300 пока что для экспансии не предназначен. Ёмкость этого рынка в РФ составит порядка 100 воздушных судов.
По технологиям победы
Большинство посетителей едут на МАКС всё-таки для того, чтобы на земле и в небе увидеть военные самолёты.
- Суперновинок на этом МАКС представлено не было, но это и к лучшему, - считает главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский. - По большей части мы увидели не экспериментальные или экспортные образцы, а те самолёты, вертолёты и средства ПВО, которые сейчас реально поступают на вооружение ВКС, Сухопутных войск и ВМФ. Даже истребитель 5-го поколения Т-50, ставший «звездой» прошлого авиасалона, на этом воспринимался уже как старый знакомый.
Понравились выставленные на всеобщее обозрение Су-34 и Су-35, ещё недавно воевавшие в Сирии. Но, если честно, самое большое впечатление на этом авиасалоне на меня произвёл штурмовик Ил-2 времён Великой Отечественной войны, восстановленный до лётного состояния. Он летает без электроники, построен по дедовским технологиям. Но именно на этих технологиях деды дошли до Берлина.
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.