aif.ru counter

«Хаотичное латание дыр». Эксперты о том, кто и на что тратит госбюджет

Бюджет нужно не сокращать, а грамотно тратить, считают эксперты. В 2014 г. количество нарушений в использовании средств федерального бюджета выросло в 6,8 раза по сравнению с 2013 г.

Счётная палата РФ.
Счётная палата РФ. © / www.russianlook.com

Латаем дыры

Председатель Счётной палаты Татьяна Голикова, выступая в Госдуме, рассказала: с нарушениями в бюджете 2014 г. было потрачено 263,7 млр­д руб., из них 987 млн — с признаками нецелевого использования. В частности, по итогам 2014 г. завершено и введено в эксплуатацию только 365 из 772 объектов строительства, финансируемых государством в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП). Это самое низкое исполнение за последние 5 лет. А связано оно с тем, что при формировании ФАИП включаются объекты без проект­но-сметной документации, разрешения на строительство, надлежащего землеотвода. Затем выделенные средства приходят в регион, зависают там на какое-то время и отправляются обратно в федеральный бюджет. «Иногда день­ги так гоняют годами!» — признавалась в интервью «АиФ» Т. Голикова. Другой пример, когда бюджетные средства не работают, а находятся непонятно где, — выделение денег на поддерж­ку экономики через банки и разнообразные фонды-посредники вроде Агентства кредитных гарантий, которое в середине 2014 г. получило от государства 50 млр­д руб., но к началу 2015 г. использовало из этой суммы всего 1,4 млрд руб.

«Для того чтобы понять, какие статьи бюджета можно урезать, необходимо понимать, какие у России стратегические интересы и отражающие их приоритеты, — говорит Владимир Квинт, доктор экономических наук, профессор, руководитель Центра стратегических исследований Института математических исследований сложных систем МГУ. — Те расходы, которые с ними не связаны, могут быть в значительной степени сокращены, оставшиеся — ни в коем случае. Мне, например, непонятно, как в стране с такой высокой смертностью и низкой продолжительностью жизни можно урезать расходы на здравоохранение и сокращать медпункты в деревнях и сёлах при отсутствии дорог, не увеличивать вложения в науку.

Чтобы определить приоритеты, нужна стратегия развития: та, которая есть сейчас, написана, мягко говоря, непрофессионально и не выполняется. Поэтому всё, что происходит сейчас с бюджетом, я могу охарактеризовать как хаотичное латание дыр. К сожалению, в условиях дефицита средств и при отсутствии изменений в экономической стратегии в последующие годы будет наблюдаться ровно такая же ситуация».

На что тратим?

«В условиях кризиса сокращать госрасходы (социальные расходы, расходы на развитие, инфраструктуру и пр.) вообще не нужно, — считает Василий Колташов, руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и соцдвижений. — Любое сокращение приведёт к ещё большему падению экономики. Минфин говорит, что главная надежда сейчас — частные инвестиции. Но какой бизнесмен будет вкладываться в проекты, если государство из них уходит? Самый верный путь — не сокращать бюджет, а внимательно проанализировать, как и на что он тратится».

Читайте также: Финансы поют романсы. Почему чиновники «не замечают» проблем в экономике? >>

«Вряд ли будут пересматриваться военные расходы, а также закрытые статьи госбюджета, которые прямо или косвенно связаны с оборонкой. Но есть возможность сокращения расходов на правоохранительную систему, — считает Александр Дерюгин, директор Центра исследований региональных реформ РАНХиГ­С. — Например, в части расходов на охранную деятельность (ЧОПы вполне способны заменить ведомственную охрану), а также уменьшения документооборота и сокращения тех должностей, где люди заняты исключительно бумажной работой. Бывший министр финансов Алексей Кудрин недавно предлагал передать в регионы расходы на охрану общественного порядка — патрульно-постовые службы могут быть подчинены местным властям. В системе здравоохранения за счёт сокращения документооборота также возможно высвобождение средств».

В понедельник премьер Дмитрий Медведев провёл совещание с главами госкомпаний — речь шла об эффективности расходов. Он напомнил о том, что президент и правительство давали этим предприятиям поручение ежегодно снижать издержки на 2-3%. «Важно установить прозрачный и понятный порядок поддержки государственных компаний, чтобы деньги шли на решение именно тех задач, которые сегодня необходимы для государства ... не оседали просто мёртвым грузом на счетах компаний и многочисленных “дочек” компаний или использовались на приобретение непрофильных активов, содержание которых требует немалых затрат», — сказал глава правительства. Речь шла и о закупках по завышенным ценам. Многие госкомпании до сих пор не брезгуют приобретением «золотых унитазов» и тратят бешеные деньги на иностранных футболистов (см. инфографику).

 


Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. джo
    |
    08:12
    01.10.2015
    3
    +
    -
    А ведь таких "подсвечников" и "труб подзорных" в масштабе страны на триллион!
  2. Юрий Путинцев
    |
    18:06
    02.10.2015
    1
    +
    -
    Правильная статья! Согласен с чётко аргументированной позицией и рецептами В. Квинта и В. Колташова. Добавил бы сюда и абсолютно справедливый упрёк С. Смирнова в адрес депутатов ГД, которые утверждают бюджет Пенсионного фонда, закладывая туда огромные средства на содержание аппарата ПФР (см. в этой же подборке статью «Пенсионные дворцы»). Вот только не очень я понимаю Т.А. Голикову. Почему-то у нас стало нормой, когда чиновники при больших чинах и должностях жалуются на ситуацию в отрасли, которую они сами и возглавляют (а значит – обязаны не только видеть, но устранять разгильдяйство). Руководитель ФАС жалуется на бессовестных монополистов (будь у них совесть, не стали бы они миллиардерами), НАК, созданный для борьбы с коррупцией, жалуется нам на то, что взятки и откаты практически официально включены в сметы затрат. А это значит, что эти самые взятки и откаты оплачиваем мы с вами – покупатели-потребители, а раз так, то зачем бороться с этим, когда можно всё решить за взятку, и принудить нас вернуть затраты?! Минэкономразвития и Минфин жалуются нам на то, что в бюджете мало денег (см. великолепный коллаж А. Дорофеева на обложке этого номера). Газпром и РЖД плачутся, что у них снижаются темпы роста прибыли, и поэтому нужно срочно повысить цены и тарифы. Банкиры идут в правительство с рассказами о том, как тяжко им возвращать огромные кредиты, которые получали они под 3-4%, а нам «впаривали» под 25-40, грозят правительству своим разорением! Вот и Т. Голикова в этой статье говорит совершенно правильные вещи, приводит страшные цифры: «В 2014 г. количество нарушений в использовании средств федерального бюджета выросло в 6,8 раза по сравнению с 2013 г.… банки и разнообразные фонды-посредники вроде Агентства кредитных гарантий, которое в середине 2014 г. получило от государства 50 млр¬д руб., но к началу 2015 г. использовало из этой суммы всего 1,4 млрд руб.... выделенные средства приходят в регион, зависают там на какое-то время и отправляются обратно в федеральный бюджет». Страшно – аж жуть! Но, уважаемая Татьяна Алексеевна, Вы же уже 2 года возглавляете СП. Разве Ваша задача только выявить всё это? А исправлять кто должен - Пушкин, или Путин? У нас правительство для чего? За что отвечает и очень неплохо содержится за счёт бюджета? Я ни разу не слышал жалоб от С. Лаврова, С. Шойгу, Д. Козака, Д. Рогозина. Проблем у ни немало, но они находят способы решать, а не расписывать их.
Комментарии (3)
  1. джo
    |
    08:12
    01.10.2015
    3
    +
    -
    А ведь таких "подсвечников" и "труб подзорных" в масштабе страны на триллион!
  2. Юрий Путинцев
    |
    18:06
    02.10.2015
    1
    +
    -
    Правильная статья! Согласен с чётко аргументированной позицией и рецептами В. Квинта и В. Колташова. Добавил бы сюда и абсолютно справедливый упрёк С. Смирнова в адрес депутатов ГД, которые утверждают бюджет Пенсионного фонда, закладывая туда огромные средства на содержание аппарата ПФР (см. в этой же подборке статью «Пенсионные дворцы»). Вот только не очень я понимаю Т.А. Голикову. Почему-то у нас стало нормой, когда чиновники при больших чинах и должностях жалуются на ситуацию в отрасли, которую они сами и возглавляют (а значит – обязаны не только видеть, но устранять разгильдяйство). Руководитель ФАС жалуется на бессовестных монополистов (будь у них совесть, не стали бы они миллиардерами), НАК, созданный для борьбы с коррупцией, жалуется нам на то, что взятки и откаты практически официально включены в сметы затрат. А это значит, что эти самые взятки и откаты оплачиваем мы с вами – покупатели-потребители, а раз так, то зачем бороться с этим, когда можно всё решить за взятку, и принудить нас вернуть затраты?! Минэкономразвития и Минфин жалуются нам на то, что в бюджете мало денег (см. великолепный коллаж А. Дорофеева на обложке этого номера). Газпром и РЖД плачутся, что у них снижаются темпы роста прибыли, и поэтому нужно срочно повысить цены и тарифы. Банкиры идут в правительство с рассказами о том, как тяжко им возвращать огромные кредиты, которые получали они под 3-4%, а нам «впаривали» под 25-40, грозят правительству своим разорением! Вот и Т. Голикова в этой статье говорит совершенно правильные вещи, приводит страшные цифры: «В 2014 г. количество нарушений в использовании средств федерального бюджета выросло в 6,8 раза по сравнению с 2013 г.… банки и разнообразные фонды-посредники вроде Агентства кредитных гарантий, которое в середине 2014 г. получило от государства 50 млр¬д руб., но к началу 2015 г. использовало из этой суммы всего 1,4 млрд руб.... выделенные средства приходят в регион, зависают там на какое-то время и отправляются обратно в федеральный бюджет». Страшно – аж жуть! Но, уважаемая Татьяна Алексеевна, Вы же уже 2 года возглавляете СП. Разве Ваша задача только выявить всё это? А исправлять кто должен - Пушкин, или Путин? У нас правительство для чего? За что отвечает и очень неплохо содержится за счёт бюджета? Я ни разу не слышал жалоб от С. Лаврова, С. Шойгу, Д. Козака, Д. Рогозина. Проблем у ни немало, но они находят способы решать, а не расписывать их.
  3. Shrozlin
    |
    20:27
    06.11.2015
    0
    +
    -
    В МВД уже сократили штатные единицы, занятые бумажной работой, кроме штаба, только бумаги ни кто не отменил. Догадайтесь кто теперь ими занимается
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. В каких парках можно будет привить питомца от бешенства?
  2. Зачем государство создает еще один ресурс с данными о населении?
  3. Какие выплаты получат столичные ветераны к годовщине битвы под Москвой?


Самое интересное в регионах
Роскачество
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ