Заместитель генерального секретаря ООН Мартин Гриффитс сообщил о восстановлении в «самое ближайшее время» экспорта российских аммиачных удобрений через уникальный аммиакопровод Тольятти-Одесса. «Я думаю, мы довольно близки (к подписанию соглашения), мы приближаемся к этому, это может произойти на этой неделе. Это чрезвычайно важно, едва ли не важнее зерна» — заявил 30 ноября Мартин Гриффитс журналистам и оценил сроки начала эксплуатации аммиакопровода в две-три недели.
Международный чиновник не лукавит. В ожерелье химической индустрии России есть крупный бриллиант — ПАО «Тольяттиазот». Предприятие выпускает минеральные удобрения и химическую продукцию, на его долю приходится 11% мирового экспорта аммиака, этим и объясняется его значимость. Введено в эксплуатацию «Тольяттиазот» еще в 1979 году при активном участии большого друга СССР, американского миллиардера Арманда Хаммера, намеревавшегося выкупать аммиачные удобрения для поставок в США. Тогда же советские инженеры реализовали уникальное, до сих пор не имеющее аналогов в мире логистическое решение — построили аммиакопровод длиной свыше 2 тыс. км из Тольятти в Одессу, где жидкий аммиак переваливали из трубы в танкеры. Такая транспортная схема снижала стоимость доставки удобрений, повышая рентабельность бизнеса. Заложенная в советские времена модель работала до последних событий — за девять месяцев 2021 года выручка ПАО «Тольяттиазот» составила 76,59 млрд руб., а чистая прибыль — 28,7 млрд руб. Кроме удобрений, аммиак используется в медицине (всем известный нашатырный спирт), для производства взрывчатых веществ и полимеров. Неудивительно, что история завода после распада СССР — это нескончаемая череда войн, попыток рейдерских захватов и бесконечных судебных разбирательств.
Сейчас «Тольяттиазот» контролируется АО «ОХК «Уралхим», а аммиакопровод разделен на две части — российский участок контролирует АО «Трансаммиак», а украинский — УГП «Укрхимтрансаммиак». С начала специальной военной операции трубопровод бездействует, что и вызывает глубокую озабоченность со стороны многих международных структур, включая ООН. Его разблокировка была включена в пакетную «зерновую» сделку, однако прокачка до сих пор не началась. Менеджеры «Уралхима» пытались организовать вывоз продукции железнодорожным транспортом, но транспортировка 3 млн тонн жидкого аммиака в вагонах — задача сложная, требующая времени на подготовку.
«Технически запустить работу аммиакопровода в течении двух-трех недель возможно, — считает независимый промышленный эксперт, кандидат экономических наук Леонид Хазанов. — Конечно, предварительно нужно будет провести осмотр, но, по крайней мере, на территории России он в исправном состоянии, и не было сообщений о каких-то повреждениях на территории Украины.
В России нет экспортных аммиачных терминалов, для поставок в Азию, Африку мы использовали именно этот аммиакопровод с перевалкой через Одесский припортовый завод, для поставок в европейском направлении мы использовали балтийские порты Латвии и Эстонии. “Уралхим” строит специализированный морской порт по перевалке аммиака в Тамани мощностью 2 млн тонн в год, но заработает он в лучшем случае в следующем году. Поэтому сейчас нам выгодно возобновление работы трубопровода из Тольятти в Одессу, из-за его простоя у нас уже упало производство аммиака.
Правда, останутся риски какой-нибудь диверсии на украинской территории, а аммиак очень опасен для здоровья и жизни людей. Гарантировать безопасную эксплуатацию этого трубопровода по украинской территории сейчас не сможет, наверное, никто».