Как нашим производителям тракторов и комбайнов удалось потеснить конкурентов и есть ли ещё отрасли экономики России, которые могут похвастаться успехами? Об этом «АиФ» рассказал председатель Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики РФ Константин Бабкин.
Из Канады с любовью
Алексей Чеботарёв, «АиФ»: Константин Анатольевич, 6 лет назад президент спросил вас, почему «Ростсельмаш» производит свои комбайны и тракторы в Канаде, а не в России, и вы объяснили это невыгодностью производства у нас. А что сейчас?
Константин Бабкин: А сейчас мы переносим производства из Канады и Японии в нашу страну, потому что стало выгодно выпускать комбайны и тракторы в России. В последние годы появилось государственное субсидирование приобретения крестьянами отечественной сельхозтехники. Субсидии позволили «Ростсельмашу» в 2 раза увеличить объёмы производства и только в прошлом году на 40% увеличить экспорт. Мы в Европе занимаем серьёзные доли рынка: в Польше – 20%, Болгарии – 50%. В США и Канаду продаём не так много, как в другие страны, – по 20–30 комбайнов в год, но для нас главное – там закрепиться.
По продаже комбайнов на внутреннем рынке мы обошли импортёров. А вот по тракторам средней мощности иностранцы нас пока опережают.
– Речь идёт только о сборке техники в России или комплектующие тоже здесь производятся?
– Кабины, радиаторы, многие другие металлические и пластиковые детали, электрические жгуты, фары, краски – всё российское. На переехавшие из Канады тракторы планируем ставить камазовские двигатели. Производство коробки передач переносим из Японии и запустим в этом году. Такого проекта в гражданском машиностроении не было 30 лет. Есть важные узлы, которые пока не российские, но мы работаем над тем, чтобы исправить ситуацию. На данный момент 64 завода получают субсидии, и их количество растёт. За прошлый год производители сельхозмашин получили субсидий на 10 млрд руб., а заплатили в бюджет примерно 60 млрд.
– То, что делают отечественные производители, хуже или лучше западных аналогов?
– Стараемся не отставать. Наши коллеги на Западе работают над системой электронного управления фермой. Комбайн убрал урожай, составил карту урожайности поля и передал информацию сеялке или разбрасывателю удобрений. Мы тоже всё больше внимания уделяем электронным системам. Будь наши, российские машины намного хуже, их бы и с большими скидками никто не стал брать.
– Что касается других отраслей: насколько там ситуация лучше или хуже?
– Позитивные примеры пока немногочисленны. У нас производство полуприцепов для грузоперевозок выросло в прошлом году в 2,5 раза. Здесь были задействованы меры, похожие на те, что применялись для поддержки сельхозмашиностроения. Часть платежей покупателям полуприцепов компенсирует государство, установлены заградительные пошлины против ввоза зарубежного автохлама. Есть меры поддержки автопрома, активно развивается оборонная промышленность.
А вот в лёгкой промышленности, напротив, всё печально. Условия для импортёров одежды лучше, чем для её отечественных производителей. Они не платят НДС, пользуются субсидиями. И наш легпром не развивается не потому, что люди ленивые, а потому, что в России невыгодно шить одежду.
«Три кита» экономики
– Как считаете, какой должна быть грамотная экономическая политика России сегодня?
– Есть «три кита» разумной экономической политики – стимулирующая налоговая политика, мягкая денежно-кредитная политика и протекционистская внешнеторговая политика, защита своих.
Налоговая система у нас пока не нацелена на развитие. Надо не просто снизить налоги, а сделать это так, чтобы выиграли те, кто производит продукцию. Надо менять и денежно-кредитную политику. Нужны низкие ставки, которые позволили бы насытить растущую экономику недорогими кредитными ресурсами. А то канадскому заводу дают кредиты под 1,5%, крестьянину – под 0,5%, а у наших производителей ставки 13–15% .
Внешнеторговая политика меняется в лучшую сторону, в сторону протекционизма. Постепенно вводятся защитные меры в области сельского хозяйства, машиностроения. И всё же сейчас мы ещё слишком открыты, несмотря на все контрсанкции. На Западе стержень всей экономической политики – защита своих производств. В Германии 50% доходов фермера – субсидии. Немцы дотируют продвижение своей сельхозтехники как в Германии, так и в других странах. Французский крестьянин 40% дохода получает в виде дотаций. Это значит, что мы должны либо платить такие же дотации своему крестьянину, либо установить 40%-ную пошлину на французскую сельхозпродукцию. То же касается и машиностроения, и лёгкой промышленности, и других.
Правильный протекционизм – это не привилегии, а выравнивание условий конкуренции. Но в других отраслях, кроме сельхозмашиностроения и сельского хозяйства, в России сохраняются условия 1990-х, когда было сделано всё, чтобы страна покупала импорт. Давайте защищать наших производителей самолётов и молока.
– Но для этого нужны решения стратегического характера.
– Всё выполнимо, если мы вернёмся к старому доброму планированию. В правительстве есть разумные люди, которые понимают, что без планирования движение вперёд невозможно. Например, у нас в сельхозмашиностроении Минпромторг разработал стратегию развития отрасли. Она была утверждена правительством два года назад. К 2030 г. мы должны утроить объёмы производства сельхозмашин, выпустить сотни наименований новой продукции, поднять качество, увеличить экспорт, создать дополнительно 50 тыс. рабочих мест. Такая всеобъемлющая стратегия. Однако если в прошлом году должны были выделить 18 млрд руб., то выделили всего 10, а в этом году вместо 24 – 8 млрд. Минфин хотел дать всего 2, но спасибо депутатам – цифру увеличили. Однако на 2020 г. планируется опять 2. Впрочем, будем исходить из позитивных ожиданий.
Поверьте, мы имеем исторический шанс получить динамичное технологическое развитие в реальном секторе. Это касается и сельского хозяйства, и станкостроения, и почти всех отраслей промышленности. У нас действительно есть все объективные возможности, чтобы наверстать упущенное и получить прорывные результаты.