Поводом стал случай в Подмосковье: в 2010 г. один из местных депутатов пожаловался в прокуратуру, что глава городского поселения Обухово В. Буканов назначил своего родного брата на ответственный пост в администрации.
Депутату ответили: мол, законных препятствий нет... Впрочем, даже самые известные в РФ начальники порой крепки семейными узами. Примеры известны: 1-й вице-премьер В. Зубков (тесть) и министр обороны А. Сердюков (зять), супруги-министры Т. Голикова и В. Христенко, братья Фурсенко… А уж способных детей министров, депутатов, сенаторов, делающих карьеру в бизнесе или на госслужбе, не перечесть. Отчего же чиновникам в регионах не брать пример со старших по вертикали?
«Традиция семейственности в России сложилась давно, - говорит Александр Кынев, руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики. - При президенте М. Рахимове его сын Урал стал крупнейшим предпринимателем в Башкирии, при мэре Москвы Ю. Лужкове его жена Е. Батурина вошла в список «Форбса». Сын покойного губернатора Астраханской области П. Гужвин - депутат Госдумы, а жена мэра Астрахани О. Боженова - депутат облдумы. Сын экс-губернатора Кубани Н. Кондратенко - депутат заксобрания края; брат нынешнего губернатора А. Ткачёва - депутат Госдумы, а их отец - крупнейший предприниматель. В. Филипенко, сын бывшего главы Ханты-Мансийского округа, ныне мэр г. Ханты-Мансийска. Губернатор Архангельской обл. И. Михальчук в своё время назначил главой Департамента по земельным ресурсам сестру. А Е. Строев, возглавляя Орловскую обл., сделал дочь
М. Рогачёву сенатором».
Ближе некуда
В Татарстане семейные ценности уважали ещё при президенте М. Шаймиеве - его сын Радик считается совладельцем крупного холдинга (в списке богатейших бизнесменов РФ, составленном «Forbes», он занимает 174-е место с 550 млн долл.), а племянник И. Фардиев и ныне министр энергетики. Брат президента РТ Р. Минниханова Рифкат - глава местной ГИБДД, другой брат руководит одним из районов республики. Старший брат мэра Казани И. Метшина Айдар стал мэром Нижнекамска. В марте 2011 г. отделение Фонда соцстраха возглавил Рамиль Гайзатуллин, сын экс-депутата Госсовета РТ Рината Гайзатуллина и племянник министра финансов Татарстана Радика Гайзатуллина. Сын спикера парламента Ф. Мухаметшина Дамир - экс-депутат Казанской гордумы и директор филиала банка «Зенит»…
Старший сын губернатора Омской обл. Л. Полежаева Константин возглавляет областную клиническую больницу, одновременно он депутат заксобрания. Его имя звучало в свете скандала вокруг покупки для области томографов по завышенной стоимости. Невестка губернатора Натела стала главврачом санатория «Рассвет». О том, как некогда элитный госсанаторий стал частным, тоже ходили разные кривотолки... Депутат Госдумы Р. Кондратов, как говорят, стал когда-то владельцем крупных рыболовецких активов Приморья - притом что его отец в 90-е руководил краевым управлением ФСБ, а позже был полпредом Б. Ельцина. При новой власти вслед за сыном вновь пошёл в гору и отец - несколько лет В. Кондратов представлял Приморье в Совете Федерации.
С приходом А. Гордеева на пост воронежского губернатора прежние кланы были ослаблены, но совсем не исчезли. Скажем, сын экс-губернатора В. Кулаков имеет отношение к 11 организациям, в 10 из которых является учредителем, а в 5 руководителем. Бывший вице-губернатор Ростовской обл. И. Станиславов, уйдя из администрации, возглавил группу компаний «Ростовгорстрой», а его сын Денис теперь мэр г. Шахты. Со скандалом покинувший пост тульский губернатор В. Дудка тоже не забывал родственников: его родная сестра Л. Теремкова стала сперва начальником отдела областного Департамента экономического развития, а потом аудитором местной Счётной палаты. Зять губернатора Н. Теремков одно время руководил областным Комитетом по управлению госимуществом, а сын Дудки 25-летний Дмитрий сел в кресло директора Тульского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ». Правда, с приходом нового губернатора В. Груздева, как говорят, фортуна от родни Дудки отвернулась - одни уволены, другие дорабатывают последние дни.
Супруга саратовского губернатора Н. Ипатова получила пост замминистра культуры региона. Правда, как подчёркивают, получила по конкурсу и будучи «действительно грамотным, эрудированным человеком». А в Волгограде случился любопытный «обмен жёнами»: супруга главы одного из управлений областной администрации Р. Созарукова Галина стала начальником контрольного управления мэрии Волгограда, а жена и. о. мэра С. Соколова Татьяна возглавила топливно-энергетическое управление аппарата губернатора…
Своя рука владыка
«Семейственность характерна для стран третьего мира - Азии и Латинской Америки, - напоминает А. Кынев. - В Европе и США «политдинастии» тоже существуют, но там власть держит родственников на дистанции. Карьера жены или сына (как, например, в случае с Клинтонами, Бушами) обычно бурно развивается не параллельно карьере мужа или отца, а когда те уже отойдут от дел».
«По декларациям наших чиновников часто видно, что их жёны занимаются доходным бизнесом, - говорит Иван Ниненко из антикоррупционной организации «Трансперенси Интернешнл». - Но никакого механизма проверки, как получены эти миллионы, в законе не заложено. Не работает у нас и норма о конфликте интересов: когда личные чаяния должностного лица вступают в противоречие с его служебными обязанностями. На Западе при возникновении конфликта чиновник обязан о нём заявить и устраниться от принятия решений. Назначать ли на ту или иную должность его родственников, выделять ли финансовые средства компании, которой владеют близкие чиновнику люди, - решает комиссия. У нас же - своя рука владыка… Что делать? Наказывать всех, кто утаивает правду. Активнее отслежить такие ситуации могли бы и оппозиционные партии, и надзорные органы». В Госдуме с весны лежит законопроект, ужесточающий ответственность за «кумовство». Законом он пока не стал, хоть и внесён президентом. Семейные ценности быстро не сдаются…