Поводом стал случай в Подмосковье: в 2010 г. один из местных депутатов пожаловался в прокуратуру, что глава городского поселения Обухово В. Буканов назначил своего родного брата на ответственный пост в администрации.
Депутату ответили: мол, законных препятствий нет... Впрочем, даже самые известные в РФ начальники порой крепки семейными узами. Примеры известны: 1-й вице-премьер В. Зубков (тесть) и министр обороны А. Сердюков (зять), супруги-министры Т. Голикова и В. Христенко, братья Фурсенко… А уж способных детей министров, депутатов, сенаторов, делающих карьеру в бизнесе или на госслужбе, не перечесть. Отчего же чиновникам в регионах не брать пример со старших по вертикали?
«Традиция семейственности в России сложилась давно, - говорит Александр Кынев, руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики. - При президенте М. Рахимове его сын Урал стал крупнейшим предпринимателем в Башкирии, при мэре Москвы Ю. Лужкове его жена Е. Батурина вошла в список «Форбса». Сын покойного губернатора Астраханской области П. Гужвин - депутат Госдумы, а жена мэра Астрахани О. Боженова - депутат облдумы. Сын экс-губернатора Кубани Н. Кондратенко - депутат заксобрания края; брат нынешнего губернатора А. Ткачёва - депутат Госдумы, а их отец - крупнейший предприниматель. В. Филипенко, сын бывшего главы Ханты-Мансийского округа, ныне мэр г. Ханты-Мансийска. Губернатор Архангельской обл. И. Михальчук в своё время назначил главой Департамента по земельным ресурсам сестру. А Е. Строев, возглавляя Орловскую обл., сделал дочь
М. Рогачёву сенатором».
Ближе некуда
В Татарстане семейные ценности уважали ещё при президенте М. Шаймиеве - его сын Радик считается совладельцем крупного холдинга (в списке богатейших бизнесменов РФ, составленном «Forbes», он занимает 174-е место с 550 млн долл.), а племянник И. Фардиев и ныне министр энергетики. Брат президента РТ Р. Минниханова Рифкат - глава местной ГИБДД, другой брат руководит одним из районов республики. Старший брат мэра Казани И. Метшина Айдар стал мэром Нижнекамска. В марте 2011 г. отделение Фонда соцстраха возглавил Рамиль Гайзатуллин, сын экс-депутата Госсовета РТ Рината Гайзатуллина и племянник министра финансов Татарстана Радика Гайзатуллина. Сын спикера парламента Ф. Мухаметшина Дамир - экс-депутат Казанской гордумы и директор филиала банка «Зенит»…
Старший сын губернатора Омской обл. Л. Полежаева Константин возглавляет областную клиническую больницу, одновременно он депутат заксобрания. Его имя звучало в свете скандала вокруг покупки для области томографов по завышенной стоимости. Невестка губернатора Натела стала главврачом санатория «Рассвет». О том, как некогда элитный госсанаторий стал частным, тоже ходили разные кривотолки... Депутат Госдумы Р. Кондратов, как говорят, стал когда-то владельцем крупных рыболовецких активов Приморья - притом что его отец в 90-е руководил краевым управлением ФСБ, а позже был полпредом Б. Ельцина. При новой власти вслед за сыном вновь пошёл в гору и отец - несколько лет В. Кондратов представлял Приморье в Совете Федерации.
С приходом А. Гордеева на пост воронежского губернатора прежние кланы были ослаблены, но совсем не исчезли. Скажем, сын экс-губернатора В. Кулаков имеет отношение к 11 организациям, в 10 из которых является учредителем, а в 5 руководителем. Бывший вице-губернатор Ростовской обл. И. Станиславов, уйдя из администрации, возглавил группу компаний «Ростовгорстрой», а его сын Денис теперь мэр г. Шахты. Со скандалом покинувший пост тульский губернатор В. Дудка тоже не забывал родственников: его родная сестра Л. Теремкова стала сперва начальником отдела областного Департамента экономического развития, а потом аудитором местной Счётной палаты. Зять губернатора Н. Теремков одно время руководил областным Комитетом по управлению госимуществом, а сын Дудки 25-летний Дмитрий сел в кресло директора Тульского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ». Правда, с приходом нового губернатора В. Груздева, как говорят, фортуна от родни Дудки отвернулась - одни уволены, другие дорабатывают последние дни.
Супруга саратовского губернатора Н. Ипатова получила пост замминистра культуры региона. Правда, как подчёркивают, получила по конкурсу и будучи «действительно грамотным, эрудированным человеком». А в Волгограде случился любопытный «обмен жёнами»: супруга главы одного из управлений областной администрации Р. Созарукова Галина стала начальником контрольного управления мэрии Волгограда, а жена и. о. мэра С. Соколова Татьяна возглавила топливно-энергетическое управление аппарата губернатора…
Своя рука владыка
«Семейственность характерна для стран третьего мира - Азии и Латинской Америки, - напоминает А. Кынев. - В Европе и США «политдинастии» тоже существуют, но там власть держит родственников на дистанции. Карьера жены или сына (как, например, в случае с Клинтонами, Бушами) обычно бурно развивается не параллельно карьере мужа или отца, а когда те уже отойдут от дел».
«По декларациям наших чиновников часто видно, что их жёны занимаются доходным бизнесом, - говорит Иван Ниненко из антикоррупционной организации «Трансперенси Интернешнл». - Но никакого механизма проверки, как получены эти миллионы, в законе не заложено. Не работает у нас и норма о конфликте интересов: когда личные чаяния должностного лица вступают в противоречие с его служебными обязанностями. На Западе при возникновении конфликта чиновник обязан о нём заявить и устраниться от принятия решений. Назначать ли на ту или иную должность его родственников, выделять ли финансовые средства компании, которой владеют близкие чиновнику люди, - решает комиссия. У нас же - своя рука владыка… Что делать? Наказывать всех, кто утаивает правду. Активнее отслежить такие ситуации могли бы и оппозиционные партии, и надзорные органы». В Госдуме с весны лежит законопроект, ужесточающий ответственность за «кумовство». Законом он пока не стал, хоть и внесён президентом. Семейные ценности быстро не сдаются…
Дворцы народу? На губернаторские резиденции тратят бюджетные средства
Своя рука владыка. Как удаётся богатеть чиновникам, пока народ нищает?
Глава правительства Республики Алтай уволил председателя комитета по тарифам
Безопасность губернатора. Кто охраняет глав регионов и сколько это стоит