Из Китая краны добрались к нам по морю, и это было совсем непросто. Оборудование перевозили уже в собранном виде на специальном судне. Представьте только: длина стрелы каждого крана 81,7 м (это высота дома в 27 этажей), ширина рельсового пути 10,5 м, высота 94,5 м. Всего по контракту китайская компания China Heavy Industry Corporation Nantong (CHIC) до конца 2017 года поставит на стапель в г. Большой Камень 5 единиц оборудования - ещё два таких же крана, о которых идёт речь, плюс два крана грузоподъёмностью по 320 тонн и уникальный кран типа «Голиаф» грузоподъёмностью 1,2 тыс. тонн. Первые краны грузоподъёмностью 320 тонн были успешно доставлены и установлены на площадке СК «Звезда» летом 2016 года. Краны являются уникальными по своим техническим характеристикам и будут использоваться для строительства крупнотоннажных судов.
Контракт на поставку оборудования для судостроительного комплекса, созданного на базе одноимённого дальневосточного завода консорциумом «Роснефтегаза», «Роснефти» и Газпромбанка, подписали во время визита главы «Роснефти» Игоря Сечина в Китай год назад. Помимо этого завод заключил соглашение с Suzhou Dafang Special Vehicle Co. Ltd. на поставку 5 самоходных тяжёлых транспортёров грузоподъёмностью от 150 до 650 тонн.
В компании сообщили, что оснащение будущей верфи современным крановым оборудованием «обеспечит технологический цикл судостроения в Большом Камне». Новая верфь станет крупнейшей современной гражданской верфью в России и базой, на которой будут создавать и развивать оборудование для шельфа.
Все по очереди
С 2013 года на базе завода рождается дальневосточный судостроительный промышленный кластер по производству морской техники и оборудования. У проекта три очереди. Первая предполагает строительство тяжёлого достроечного стапеля, где будут строить среднетоннажные суда и морскую технику.
Вторая очередь проекта позволит наращивать производительность верфи, и тогда на ней можно будет собирать практически любые суда. Основной объект на этом этапе - сухой док.
Третья очередь подразумевает ввод производственных цехов для строительства офшорной морской техники. «Это увеличит производительность верфи до 380 тыс. тонн, что фактически составит половину перерабатываемой в отрасли стали», - пояснил Игорь Сечин. Он уверил, что в Большом Камне появятся такое оборудование и система управления производственным процессом, каких в нашей стране ещё не было. Судостроительный комплекс «Звезда» будет выпускать суда водоизмещением до 350 тыс. тонн, элементы морских платформ, суда ледового класса, специальные суда и другие виды морской техники.
Первый заказчик
Первым заказчиком новой верфи стала сама «Роснефть»: для неё создадут четыре судна снабжения ледового класса. Причём первые два должны изготовить уже в 2019 году. Кроме этого, дочернее предприятие нефтяной компании - «Роснефтефлот» - подписало с судостроительным комплексом контракт на поставку 5 танкеров «зелёного» типа. Эти суда работают на газомоторном топливе и соответствуют экологическим стандартам и новым правилам по ограничению выбросов оксидов серы и парниковых газов в бассейне Балтийского и Северного морей (они начнут действовать с 2020 года).
Дальневосточный центр судостроения и судоремонта (ДЦСС) подписал целый пакет документов с лидерами отрасли - Damen, Keppel, MH Wirth и General Electric. Сотрудничество с этими партнёрами - основа стратегии развития судостроительного кластера на Дальнем Востоке, пояснили нам в нефтяной компании.
«Конечно, прежде всего мы должны выпускать суда для нашего внутреннего рынка, для освоения шельфовых месторождений Дальнего Востока и Арктики, для развития Северного морского пути как глобальной транспортной артерии», - подчеркнул Президент России Владимир Путин в сентябре 2016 года во время запуска первой очереди СК «Звезда». Глава государства обратил внимание, что судостроительный комплекс - часть комплексной стратегии наших нефтяников на Дальнем Востоке: «Компания не только наращивает мощности по добыче и переработке углеводородов, но и поддерживает научные изыскания, реализует социальные проекты, создаёт инфраструктуру для качественного роста». Всё это, по мнению президента, «отражает основательный, ответственный подход к развитию бизнеса, задаёт хороший ориентир другим крупным российским и иностранным компаниям инвестировать в Дальний Восток».
Китайские контракты
К слову, иностранные компании уже работают со «Звездой». В декабре, во время рабочего визита в Китай, Игорь Сечин присутствовал на церемонии начала резки металла передаточного дока (грузоподъёмность 40 тыс. тонн) для судостроительного комплекса. Именно со стапеля этого дока на воду будут спускать суда и другую морскую технику. Для России эта конструкция уникальна - с трёх разных стапельных линий верфи в безопорный док будут продольно накатывать суда и поперечно так называемые офшорные объекты.
Контракт на строительство и поставку передаточного дока был подписан в июне прошлого года в рамках визита Президента России в Китай. Сотрудничают в этом с заводом China Shipbuilding & Offshore International Co. Ltd. (CSOC) и Qingdao Beihai Shipbuilding Heavy Industry Co., Ltd. (BSIC). Российские специалисты принимают участие во всех этапах проектирования и строительства, чтобы док «вписался» в работу верфи с максимальным эффектом. Уникальные опыт и экспертиза CSIC минимизируют риски проекта: китайские партнёры обязались подготовить всё необходимое оборудование, обучить специалистов и провести окончательные испытания дока в бухте Большой Камень.
Где док, там и квартира
Это уникальный проект даёт дальневосточникам уверенность в завтрашнем дне. За последнее десятилетие проекты «Роснефти» позволили создать в ДФО 28 тыс. рабочих мест. Когда же на Дальнем Востоке появится и нефтехимический кластер, это позволит региону занять ещё около 50 тыс. квалифицированных рабочих. Уже сейчас в строительстве судоверфи и производстве оборудования для неё задействовано более тысячи специалистов как из Приморья, так и из других регионов России. В общей сложности на «Звезде» будут заняты больше 7 тыс. человек.
И это не просто рабочие места с достойной оплатой, развивается и инфраструктура. Появляются жилые комплексы для сотрудников судостроительного завода в Большом Камне.
В ноябре прошлого года сдали первый из шести многоквартирных домов. Вице-президент нефтяной компании Андрей Шишикин вручил сотрудникам судостроительного комплекса ключи от 20 двухкомнатных и 48 однокомнатных полностью отремонтированных и меблированных квартир. Кроме 6 домов по заказу нефтяников на территории Большого Камня по краевым и муниципальным программам строят новые дома, а это ещё 750 квартир. В городе появятся газопровод, электрическая подстанция, другие необходимые объекты инфраструктуры. Всё это часть комплексной программы нефтяной компании по созданию первой современной высокотехнологичной верфи, не имеющей аналогов в России.