С таким происшествием недавно столкнулся «Аэрофлот». Из-за неадекватных действий пассажира бизнес-класса, в т. ч. и избиения им сотрудника авиакомпании, командир был вынужден принять решение о вынужденной посадке самолёта. Сам авиадебошир всё время до посадки удерживался силами экипажа. После этого лайнер отправился дальше по маршруту. И сегодня этот случай не единичный.
Политика авиакомпании
Авиакомпания «Аэрофлот» ещё в 1998 году приняла «Политику по противодействию правонарушениям на борту воздушного судна». Согласно ей, персонал авиаперевозчика не должен оставлять без внимания ни одно из нарушений раздела «Правил поведения пассажиров». Также кабинный экипаж и наземный персонал получают полномочия, необходимые для предотвращения правонарушений и для их пресечения. А также сотрудники авиаперевозчика получили возможность оказывать всевозможное содействие правоохранительным органам в привлечении нарушителей к ответственности за их поведение на борту судна.
При этом статистика всё равно остаётся ужасающей. Так, за 10 лет — учёт таких случаев берёт своё начало в 2006 году — был зарегистрирован 3001 пассажир, устроивший дебош на борту самолёта. При этом 48 из них отметились довольно грубыми нарушениями — это угрозы и нападения на членов экипажа, а также физическое воздействие по отношению к сотрудникам авиакомпании. За всё время учёта было совершено 8 вынужденных посадок воздушного судна из-за крайне опасного поведения пассажиров, угрожающего всему полёту в целом. 5832 человека так и не смогли улететь из-за того, что нарушали правила поведения ещё до посадки.
Срок за дебош
Зарубежные перевозчики озадачились этой проблемой гораздо раньше россиян и уже имеют ряд наработок.
Так, например, коллеги «Аэрофлота» — компания Sky Team — проводят схожую работу. Но при этом статистика нарушений правил поведения на борту у них в разы ниже. И причина этого кроется в дополнительной поддержке политики авиакомпании в отношении авиадебоширов со стороны государства и правоохранительных органов. И законодательная база достаточно строгая.
Так, например, в разных европейских странах и США могут применяться серьёзные штрафные санкции — суммы достигают 150 000 евро во Франции, 10 000 долларов в США, 18 000 евро в Голландии, 516 евро в Италии. А вот нападения на экипаж вообще караются реальным уголовным сроком. В США за это можно попасть за решётку на 20 лет, во Франции — на 10 лет, на 4 года — в Голландии, на 3 — в Италии.
А ещё у зарубежных авиакомпаний есть свои «чёрные списки» пассажиров, которые в ряде стран могут использовать и другие перевозчики. Те граждане, которые в них попали, легко могут лишиться возможности летать рейсами той или иной авиакомпании на 5 лет и более.
Борьба с нарушителями
В России сегодня отношение к авиадебоширам достаточно мягкое. И это несмотря на то, что они представляют реальную угрозу полёту и сотням пассажиров вокруг. Российским законодательством не считается правонарушением попытка повредить оборудование судна и даже повреждение его, создание помех, которые препятствуют эксплуатации самолёта в штатном режиме, сообщение пассажиром провокационной или устрашающей информации, которая влечёт за собой панику у пассажиров, отказ от прекращения потенциально опасных действий по требованию экипажа. Нарушитель отделывается штрафом в размере от 500 до 5000 рублей.
Решить проблему с беспорядками на борту самолёта авиакомпании в России предлагают с помощью целого ряда мер. Так, например, представители авиаперевозчиков уверены, что достаточно ужесточить наказание за противоправные действия в полёте до максимально возможных, чтобы у человека формировалось сознание ответственности за своё поведение. Ведь если его оштрафуют на сумму, превышающую 10 его месячных окладов или даже больше, он и другие уже вряд ли будут рисковать и вести себя по-хамски.
Также для коррекции ситуации требуется дать больше полномочий членам экипажа. К примеру, на зарубежных авиасуднах в комплекте у бортпроводников есть специальные мягкие пластиковые наручники — специально для разбушевавшихся гостей.
Также стоит законодательно разрешить составление официальных «чёрных списков» для организации перелёта, что позволит изначально не пускать авиадебошира на борт самолёта.
Свои предложения авиаперевозчики вынесли на обсуждение законодателям. Но пока от них особой реакции не последовало — дата рассмотрения поправок в Воздушный кодекс пока не определена. Тем временем количество нарушителей в самолётах увеличивается.