Германия для России считается традиционным регионом присутствия. Rosneft Deutscland развивает стратегию самостоятельного маркетинга всего ассортимента своих нефтепродуктов на немецком рынке. Потенциал европейской нефтепереработки и перспективы работы российской компании на Западе обсуждают эксперты.
Российский битум
В январе Rosneft Deutschland GmbH и немецкая BITUMINA Handel GmbH & Co. Представители компаний Игорь Сечин и Герхард Шредер подписали контракт на переработку битума и производство полимерно-модифицированных битумных продуктов. Согласно данному документу планируется переработка битума производства (НПЗ) РСК на установке полимерно-модифицированного битума (ПМБ), компании BITUMINA. Битум «Альфабит» будет производиться по собственной рецептуре «Роснефти».
За счет подписания такого контракта немецкое отделение «Роснефти» сможет расширить ассортимент своей продукции. В итоге заказчики из Германии и иных стран смогут получать продукцию с высокими эксплуатационными свойствами. При этом компания намерена активно использовать долгосрочные контракты для обеспечения надежных поставок качественных битумных продуктов и высокого уровня сервиса для потребителей. Не случайно Rosneft Deutschland уже начала маркетинг и продажи битума в Германии и соседних странах. Производственные объемы дорожного битума поставляются с НПЗ РСК, Bayernoil и MiRO.
Как отмечают специалисты, раньше невозможно было представить, что немецкие автобаны начнут строить с использованием битума по рецептуре российской нефтяной компании. Таким образом компания реализует свою давнюю идею, смысл которой выйти к конечному потребителю в Европе. На следующий год в планах «Роснефти» укрепить позиции на топливном рынке Германии, представив всю линейку нефтепродуктов.
«Мы рады, что немецкий высококонкурентный рынок по достоинству оценил наш продукт, который производится по уникальной рецептуре с использованием современных технологий, — сказал генеральный директор Rosneft Deutschland Брайан Честерман. — Соглашения, достигнутые Rosneft Deutschland и BITUMINA, позволяют применять и развивать технологии „Роснефти“ в Германии и Европе в целом, а также являются важным элементом стратегии выхода компании на немецкий рынок нефтепродуктов». Председатель правления Basalt-Actien-Gesellschaft Питер Вос, в свою очередь, отметил: «Мы надеемся на развитие сотрудничества с Rosneft Deutschland GmbH. Нынешнее партнерство, в которое Basalt AG и Rosneft Deutschland GmbH привнесли свои сильные стороны, превращает Шведт (в этом городе расположен PCK Raffinerie GmbH) в один из центров развития бизнеса».
Будущие инвестиции
В ближайшее время российский нефтяной гигант планирует инвестировать в проекты на территории Германии около 600 млн евро. Причем 2/3 инвестиций придется на НПЗ Шведт, обеспечивающий спрос на нефтепродукты в регионе Берлин — Бранденбург.
«Германия является стратегическим рынком для российских энергокомпаний, — заявил Игорь Сечин на пресс-конференции. — Россия последовательно наращивает экспорт энергоресурсов. Так, по итогам 2017 года объем экспорта российского газа в Европу увеличился на 8% и составил 194 млрд куб. м, а экспорт нефти превысил 168 млн тонн. „Роснефть“ обеспечивает около 40% российских поставок нефти и нефтепродуктов. Всего за последние 8 лет „Роснефть“ поставила в Германию 153 млн тонн нефти на сумму более 80 млрд евро. Это примерно четверть всего немецкого потребления». Заводы обеспечивают более 5 тыс. рабочих мест. «Роснефть» уже вложила в немецкую переработку около 1,8 млрд евро.
«Мы рады, что сотрудничество „Роснефти“ с европейскими партнерами не ограничивается исключительно поставками энергоресурсов. Мы реализуем совместные проекты, и в этом смысле Германия для „Роснефти“ является одним из ключевых партнеров», — заявил Игорь Сечин.
О значимости Германии как стратегического партнера свидетельствует и приглашение выдающегося немецкого политика Герхарда Шредера на пост главы совета директоров «Роснефти». «Для большинства экспертов очевидно, что именно работа правительства Герхарда Шредера и лично канцлера фактически обеспечила нынешнее устойчивое развитие экономики Германии», — сказал Сечин.
Процесс запуска
Генеральный директор Rosneft Deutschland Брайан Честерман отмечает, что компания приступила к собственной операционной деятельности с начала января 2017 года. Это дало нам возможность поставлять свою нефть, перерабатывать ее и давать нефтеперерабатывающим предприятиям инструкции о том, какую продукцию надо выпускать. «Всю продукцию в этот период мы продавали BP, и они занимались маркетингом. В этом году мы решили самостоятельно управлять маркетингом битума, [...] что также позволило выйти в этом году на рынок с одним из продуктов и немного лучше узнать процесс. Можем сказать, что все прошло отлично. 1 января 2019 г. мы приступим к самостоятельному маркетингу всей нашей продукции. Пока работа над этим идет по графику, и нам удается пройти все необходимые контрольные точки» — отметил Брайан Честерман.
Сейчас у «Роснефти» в Европе основная задача — вывести продукт на рынок Германии для оптовых продаж. «Важно помнить, что мы не выводим на рынок новый продукт, наш продукт уже так или иначе был представлен на рынке. Нам нужно только как можно эффективнее его продавать» — отметил Честерман.
Сейчас компания старается сконцентрировать свои усилия там, где расположены НПЗ. При этом расчет делается на то, что продукты нефтяного гиганта будут пользоваться спросом по всей стране, а также по Австрии, Польше и Швейцарии, и они уже поступают на эти рынки.
Планы на будущее
Сегодня компания нацеливается и на расширение своего присутствия в Польше. «Мы будем считать Польшу привлекательным рынком, особенно потому что наш НПЗ PCK расположен на границе с ней и продукция с него уже ввозится в страну», — отмечает Честерман. В будущем спрос в Европе может снизиться, и наименее эффективные НПЗ закроются. Это лишь вопрос времени. При этом заводы «Роснефти» — одни из лучших в Европе по уровню технологической сложности нефтепереработки, поэтому они долго будут сохранять свою конкурентоспособность.
Успехи компании отмечает и Герхард Шредер, который относительно недавно присоединился к руководству российской нефтяной компании. «За то время, что я занимаю этот пост, в жизни компании произошло много значимых событий — отметил Герхард Шредер. — Под моим руководством Совет директоров утвердил стратегию бизнеса „Роснефти“ на ближайшие пять лет — одну из самых амбициозных стратегий в отрасли, документ, в котором учитываются производственные возможности всех бизнес-сегментов. В декабре „Роснефть“ приступила к бурению первой сверхглубоководной скважины на шельфе Черного моря совместно со своим стратегическим партнером — итальянской Eni. Среди других важных вопросов — изменения в дивидендной политике», — сказал Шредер.
Важную роль в воссоздании конфигурации отношений России и Германии играет особенный интегральный подход компании при реализации крупных нефтегазовых проектов, который учитывает целый комплекс обстоятельств, рисков и преимуществ. В результате возникает тот фирменный синергетический эффект, который мы можем наблюдать, во всяком случае, в Германии, где «Роснефть» предоставляет целый спектр услуг и, одновременно, является полноправным и, главное, весьма перспективным партнёром на ближайшие десятилетия.