В рамках деловой поездки главный исполнительный директор крупнейшей нефтяной компаний в стране заключил соглашения, которые позволят активно развивать двустороннее сотрудничество с индонезийскрй Pertamina в области разведки, добычи, переработки, нефтехимии и коммерции.
Комментируя заключённые соглашения, глава «Роснефти» заявил: «Подписанные соглашения охватывают ключевые бизнес-сегменты наших компаний, что демонстрирует интегральный характер сотрудничества „Роснефти“ и Pertamina. Достигнутые договоренности — яркий пример качественного бизнес-диалога двух лидеров мировой энергетики. По словам компании, совместные проекты с Pertamina укрепят её статус как надежного партнёра в нефтегазодобывающих и нефтеперерабатывающих проектах в Азиатско-Тихоокеанском регионе».
Самый перспективный рынок
Индонезия — стремительно растущий рынок. Основную роль в этом играют темпы демографического роста: Индонезия занимает четвёртое место в мире по численности населения, в стране проживает около 260 млн человек. Прогноз роста ВВП в Индонезии — выше 5% в год. Рост спроса на нефтепродукты согласно прогнозу Pertamina составляет 3-4% в год, при этом индонезийские нефтеперерабатывающие мощности должны увеличиться более чем в 2 раза до 2020 года. Неудивительно, что за такой привлекательный рынок ведут борьбу крупнейшие нефтяные компании из Саудовской Аравии, Японии и Китая. Российская же «Роснефть» уже успела закрепиться на индонезийском рынке.
«Роснефть» и Pertamina подписали Соглашение о создании совместного предприятия с целью реализации проекта строительства нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса Tuban в восточной части острова Ява (Индонезия). Проектная мощность первичной переработки комплекса Tuban планируется на уровне 15 млн т/год. Сырьё — импортируемые средние и тяжёлые сернистые сорта нефти.
Для Индонезии план строительства НПЗ и НХК Тубан в восточной части острова Ява является стратегическим. Связано это с тем, что в стране новые предприятия такого плана не строились с 1994 года. В конце 2015 Президент страны подписал указ, согласно которому развитие нефтепереработки в стране становится государственным приоритетом. Естественно, что Индонезия с такой позиции будет рассматривать различные варианты сотрудничества, выбирая наиболее выгодные. СП «Роснефти» и Pertaminа смогли создать с опережением определённых ранее сроков — так, по документам СП должно было появиться только в декабре 2016 года. Российская компания планирует получать выгоду в стране не только за счёт переработки, но и за счёт поставок нефти на совместное предприятие.
По словам ряда экспертов, «Роснефть» и Pertamina ориентируются именно на внутренний рынок Индонезии. «Если компания будет поставлять на НПЗ собственную нефть, это принесёт ей добавленную стоимость», — уверяют они.
Сейчас Индонезия импортирует около 800 тысяч баррелей нефти в день. Естественно, что такие показатели дают отличные перспективы для увеличения поставок «Роснефти» своему партнёру.
«Индонезия импортирует произведённые из российской нефти нефтепродукты в основном из Южной Кореи и Сингапура, и „Роснефти“ важно поставлять нефть в страну напрямую», — отметил глава компании Игорь Сечин во время недавнего визита в Джакарту. «10 лет назад Индонезия добывала 71 млн т нефти, сегодня — 38 млн т, а к 2030 г. это будет 11 млн т, — заявил он на саммите Россия-АСЕАН. — И это при росте потребления. Конечно, это создаёт условия для нашего интереса и по поставкам, и по участию в переработке, и по трейдингу».
Индонезийцы в России
Российская и индонезийская компании планируют получить уникальные синергические эффекты не только в проектах на азиатско-тихоокеанском рынке, но и на российских месторождениях. «Роснефть» и Pertamina заложили основы сотрудничества в области совместной разработки шельфовых месторождений. Компании подписали Меморандум о взаимопонимании в отношении сотрудничества по проекту Северное Чайво. Сегодня в рамках сотрудничества по взаимовыгодному проекту, касающемуся северной оконечности месторождения Чайво, индонезийская сторона сможет получить гарантированный объём добычи в успешно функционирующем предприятии. По факту дело обстоит так: иностранный партнёр получает долю в проекте (в данном случае речь идёт о 20%) и обеспечивает за счёт этого поставки нефти в долгосрочной перспективе. «Роснефть» также получает свои бонусы от такого взаимодействия: это возможность получить дополнительного инвестора в проект и подтверждение долгосрочного характера сотрудничества и намерений партнера.
Кроме того, такой вариант двусторонних отношений помогает расширить и работу по более сложным и капиталоёмким проектам. Таким, например, как Русское месторождение. Согласно Меморандуму, Pertamina получит в нем долю в 37,5%. Как утверждают эксперты, подобный проект крайне интересен широкому перечню инвесторов. В частности, ряд необязывающих документов был подписан с китайской Sinopec. «Роснефть» продолжает диалог со всеми заинтересованными сторонами. Компания при этом сохраняет операционный контроль над разработкой Русского месторождения независимо от того, кто будет привлечён в качестве партнера.
По мнению экспертов, даже по сравнению с другими перспективными рынками АТР, индонезийский рынок — самый привлекательный. Поэтому стремление крупнейших нефтяных компаний утвердиться на нём вполне обоснованно.
«Соглашение „Роснефти“ с Pertamina будет способствовать реализации энергетической стратегии России по экспортной диверсификации „Восток-Запад“. Смысл этой стратегии в том, что есть не только Европа, но и Азиатско-Тихоокеанский регион. Тем более в Европе сейчас долгая рецессия, а азиатские рынки показывают стабильный потенциал роста», — отмечает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергобезопасности Александр Пасечник.
Прорыв в Индию
Проекты «Роснефти» с партнерами из АТР не только обеспечивают инвестиции и позволяют разделить риски и финансирование, но и приводят к увеличению доли России на быстрорастущих азиатских рынках, являясь стимулом для заключения долгосрочных контрактов. «Роснефть» активно развивает сотрудничество с ведущими индийскими игроками в секторе апстрим, привлекая их к разработке перспективных гринфилдов. Компания привлекла индийских партнёров к разработке Ванкорского проекта в Красноярском крае и Среднеботуобинского месторождения в Якутии.
Только вчера «Роснефть» закрыла сделки по приобретению индийским консорциумом 29,9 % доли в проекте Таас-Юрях и 23,9 % доли в Ванкорском проекте (в результате доля индийцев в Ванкоре составила 49 %).
Стоит отметить, что и в партнёрстве с индийскими компаниями «Роснефть» придерживается интегрального подхода.
В этом году «Роснефть» войдёт в акционерный капитал индийской Essar Oil Limited, владеющей одним из крупнейших НПЗ в городе Вадинар, розничной сетью АЗС и морским терминалом для приёма нефти и отгрузки нефтепродуктов, принимающим сверхбольшие танкеры. Мощность такого комплекса 20 млн тонн. А по объёмам переработки он является вторым в Индии, при этом отличается высокой технологической сложностью. Essar Oil Limited владеет также сетью из 2000 заправочных станций по всей Индии. В планах компании расширение сети до 5000 АЗС. А отмена регулирования ценообразования на розничном рынке Индии открывает перспективу роста розничных продаж.
Индия, как и Индонезия, по уверениям аналитиков и экспертов, также становится главным драйвером роста на рынке моторного топлива: к 2040 году потребление моторного масла здесь увеличится до 10 млн баррелей в сутки.
«Надо сказать, что „Роснефть“ не случайно сделала ставку на индийскую нефтепереработку и розницу, это было весьма дальновидное решение, — отмечает директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. — В результате „прорыва в Индию“ „Роснефть“ получает серьёзный источник дополнительного финансирования для освоения крупных месторождений Восточной Сибири и не просто гарантию сбыта добываемой на них нефти, но и прямой доступ на внутренний рынок Индии, четвёртый в мире по импорту нефти. В результате „Роснефть“ сохраняет свою позицию наиболее привлекательной для инвестиций компании».
«Роснефть» благодаря своим проектам с партнёрами из АТР приобретает очень многое. Она может получить своё место на одном из самых перспективных рынков нефтепродуктов, заключить долгосрочные контракты на поставки энергоносителей, а также создать успешные совместные предприятия по освоению российского шельфа и восточносибирских гринфилдов.