Сколько тонн грузов?
Сегодня уже официально заявлено, какими темпами мы будем наращивать присутствие в Арктике. Президент страны поставил задачу в течение 5 лет увеличить объём грузоперевозок по Северному морскому пути в 4 раза – с 20 до 80 млн тонн. По ледовой трассе планируется перевозить нефть, сжиженный газ, металлы, уголь.
А при этом всё идёт к тому, что показатели оборота грузов окажутся ещё выше. На состоявшемся на прошлой неделе в Санкт-Петербурге Арктическом форуме генеральный директор госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачёв заявил: «Мы ставим себе цель увеличить грузовую базу не до 80, а до 92,6 млн тонн».
Кроме того, определяются и долгосрочные цели: на рубеже 2030-х выйти на международный транзит. В идеале – 110–120 млн тонн грузов только на восточном направлении.
Какие суда ходят, а какие строятся?
«Росатом» стал единым инфраструктурным оператором Севморпути – соответствующие полномочия ему дал ФЗ № 525, подписанный в декабре 2018 г. Госкорпорации уже переданы несколько гидрографических предприятий и целый ряд объектов портовой инфраструктуры.
Выбор оператора государством сделан не случайно, ведь ледокольный флот страны принадлежит одной из компаний госкорпорации – «Росатомфлоту». Сейчас в Арктике работают мощный ледокол-красавец «50 лет Победы» и 3 ледокола меньшего класса – «Ямал», «Вайгач» и «Таймыр». Их ресурс после ремонта продлён до 2027 г.
В ближайшие пару лет ожидается пополнение российского атомного флота современными судами, о строительстве которых на Балтийском заводе-Судостроение мы и писали не раз. «Арктика» – головной ледокол проекта 22220, «Сибирь» – первый в серии, «Урал» – второй. Первые два судна уже на воде, третье пока на стапелях.
«Эти 7 универсальных ледоколов и обеспечат к 2024 г. полный проход по Северному морскому пути, – пояснил Алексей Лихачёв. – А к 2030-му будет сформирована флотилия, которая позволит использовать магистраль круглогодично».
Для этого начинается проектирование нового супер-ледокола «Лидер» – тепловая мощность его реакторов будет вдвое выше, чем у предшественников: 315 МВт, электрическая – 120 МВт. Такой силач способен разбить тяжёлые льды толщиной 4 м и более, чтобы обеспечить движение грузовым судам. При этом он сможет идти с высокой скоростью – не менее 10–12 узлов (18–20 км) в час. И габариты у него будут ощутимо больше – за ним смогут двигаться даже современные нефтяные танкеры.
В Арктику, по планам, «Лидер» выйдет в 2027 г. и первым в мире сможет круглогодично проводить суда в восточном направлении с коммерческой скоростью. Это будет головной ледокол проекта, а всего атомщики построят 3 таких исполина.
Кто с кем сотрудничает?
Задача «Росатома» как оператора Севморпути состоит в обеспечении безопасного и бесперебойного круглогодичного судоходства по самой северной транспортной артерии. Понятно, что во многом это задача и государства тоже. Потому развивать магистраль госкорпорация будет в сотрудничестве с Министерством транспорта – по принципу «двух ключей».
«В одиночку с этой глобальной задачей никто не справится, – считает глава госкорпорации. – Только вместе. Поэтому масштаб взаимодействия поднят на высокий уровень».
Так Минтранс сохраняет за собой функции госконтроля и регулирования, надзора в сфере транспорта. Он устанавливает портовые сборы, определяет правила проводки ледоколов, организует гидрометеорологическое обеспечение и т. д.
А чтобы грамотно увязать движение с освоением шельфовых месторождений, а также логистикой в центрах экономического роста арктических территорий, подключится ещё одно министерство – Дальнего Востока и Арктики.
«Росатом» же будет развивать инфраструктуру, разрабатывать инвестиционные проекты и участвовать в их реализации, координировать развитие Севморпути, используя современные методы управления. Он же станет и главным распорядителем бюджетных средств.
«В России много игроков, которые связывают свой успех с развитием Севморпути, – напомнил Лихачёв. – Мы здесь станем, что называется, «единым окном» для бизнеса и регионов, которые намерены реализовать значимые проекты».
Тонкостей в этом, по его словам, много. Пока что скорость перевозок недостаточно высокая, а инфраструктура в портах – недостаточно дружелюбная и комфортная. Но всё это решаемо – при сотрудничестве исполнительной власти, морского сообщества, регионов и оператора транспортной артерии.
Кстати
Принято решение сформировать общественный совет по долгосрочным перспективам Северного морского пути. Его первое заседание состоится уже в июне этого года, и снова в Северной столице – на полях Петербургского экономического форума.