Недавно командующий ВМС США в Европе и Африке адмирал Джеймс Фогго заявил, что Арктика на самом деле международная территория и США заинтересованы в том, чтобы она оставалась открытой для всех, невзирая на то, что русские считают Арктику своей. Потому, мол, Америка не позволит России господствовать в Арктическом регионе и контролировать Северный морской путь.
Отнимут ли Севморпуть?
«Борзеть» в этом смысле американцы начали не вчера. «Ещё в 2008 г. еврокомиссар Хавьер Солана предупреждал, что в ближайшие десятилетия могут возникнуть серьёзные конфликты из-за контроля над Арктикой, – рассказал «АиФ» руководитель экспертного совета Госдумы РФ 6-го созыва по обороне Борис Усвяцов. – Причина – быстрое таяние полярных льдов из-за глобального потепления. Ещё 20 лет назад Севморпуть был свободен для прохода в течение 30 суток, сегодня их уже 80. В обозримом будущем он может быть свободен для судоходства 120 дней в году, а при наличии мощных ледоколов вообще круглогодично. Не надо забывать, что, кроме России, остальные арктические страны – США, Канада, Дания и Норвегия – входят в НАТО. Америка считает, что судьбу Арктики может решить не международное право, а военная мощь».
«Разумеется, Россия готовится к защите, – говорит глава Центра военного прогнозирования полковник Анатолий Цыганок. – За полярным кругом восстанавливаются аэродромы, ремонтируются старые и строятся новые военные базы, принимаются на вооружение современные образцы боевой техники, адаптированной к условиям Крайнего Севера. Но этого недостаточно. Чтобы эффективно противодействовать попыткам прибрать Арктику к рукам, нужны новые арктические боевые корабли».
По мнению вице-президента Российской академии ракетных и артиллерийских наук Константина Сивкова, для ведения войны в Арктике США могут использовать авиацию, подлодки и силы специальных операций: «Они рассчитывают осуществить своё намерение ходить по Севморпути силовым путём и для этого имеют самые масштабные возможности, за исключением ледоколов. Мы можем этому противостоять, задействовав силы своего флота».
«Кулак ледовой армады»
Проектная мощность Севморпути пока особо не афишируется, но при известных обстоятельствах вполне может выйти на цифры, сопоставимые с теми, которыми сейчас оперирует Суэцкий канал. То есть Россия способна взять под контроль до 10% мирового грузооборота. С точки зрения американцев, это чистый грабёж. Но при всём желании направить в Арктику флотилию своих ледоколов они не могут. На ходу у их береговой охраны лишь два таких судна плюс ещё одно – научно-исследовательское. Но финансировать строительство новых полярных кораблей Америка не торопится, поскольку не имеет в Арктике крупных производств и таких городов, как Норильск или Мурманск, которые надо обеспечивать всем необходимым. Темп в арктической гонке Штаты уже упустили: даже если прямо сейчас вложить в постройку новых ледоколов миллиарды долларов, новые суда такого типа могут прийти на Север минимум через 10 лет.
А пока Россия обладает крупнейшим в мире ледокольным флотом – 50 судов, в том числе 6 атомных. Другие арктические страны отстали тут по меньшей мере лет на 15. Для сравнения: у Канады сегодня 9 ледоколов, у Китая 4, у Дании 4, у Норвегии 2, у Японии 1. Как сообщают в «Росатоме», до 2035 г. в РФ будут построены ещё 8 атомных ледоколов, первый из которых, класса «Арктика», будет введён в эксплуатацию уже в 2020 г.
«Самооборона ледоколов от воздушного противника ничтожно слаба, – считает Константин Сивков. – Они не имеют средств ПВО и могут использоваться в военных операциях лишь под прикрытием других сил». «Но в особых случаях переход атомного ледокола с караваном может сопровождаться военными кораблями и подлодками, – поясняет Анатолий Цыганок. – Кроме того, для охраны ледоколов могут использоваться те же возможности, что и для сопровождения российских транспортных судов, перевозящих нефть в Индийском океане, – не редкость, когда эти суда принимают на борт до взвода морской пехоты».
Из-за специфики конструкции корпуса на ледоколах, как правило, не остаётся места для серьёзного вооружения, хотя его установка в угрожаемый период была предусмотрена на всех советских атомных судах такого типа. Потому принято решение о строительстве боевых кораблей ледокольного класса. Один из таких проектов – первый в мире ударный ледокол «Иван Папанин» с вооружением уровня эсминца: на кораблях этого проекта могут быть размещены 8 пусковых установок крылатых ракет «Калибр» и артустановка, изготовленная по технологии «стелс». Кроме того, на борту будут 2 катера, вертолёт Ка-27 для противолодочной обороны и судно на воздушной подушке. Пока Минобороны заказало 2 таких ледокола: «Папанин» должен войти в строй после 2020 г., второй корабль – после 2022-го.
Боевой ледокол сможет охранять невооружённые корабли, поддерживать сухопутные силы и морскую пехоту, уничтожать неприятельские суда. Наиболее продвинутый российский проект такого рода – ледоколы с ядерной силовой установкой класса «Лидер»: «в особый период» их можно будет доукомплектовывать модулями с противолодочным, артиллерийским и ракетным вооружением, в т. ч. «Калибрами», и привлекать для усиления корабельной группировки Северного флота.
Новость о начале строительства таких кораблей, о чём недавно сообщил вице-премьер Юрий Борисов, в масштабах Арктики сравнима с той, о которой в своё время рассказал миру президент Владимир Путин, говоря о «Сарматах». Главная задача ледоколов «Лидер» – обеспечение круглогодичной бесперебойной навигации по Севморпути. Предельная толщина льда, преодолеваемого ледоколом, – свыше 4 м. То есть он способен проходить фактически везде. Причём бороздить просторы арктических льдов, ни для одних судов в мире, кроме наших, недоступные, «Лидер» будет готов не менее 40 лет: так рассчитаны сроки эксплуатации.
В планах строительство трёх таких кораблей. Немецкий журнал «Штерн» уже назвал подобные проекты «стальным кулаком русской ледовой армады», которая будет «доминировать в Северном Ледовитом океане безраздельно».