Примерное время чтения: 9 минут
375

25 лет новой традиции. Как менялась культура магазинов возле дома?

Четверть века уже развивается культура сетевых точек рядом с домом. Она показала высокую востребованность — сегодня популярность таких магазинов очевидна. И на рынке появились уже свои лидеры. Так, популярная торговая сеть «Пятерочка» известна по всей стране — от Калининграда до Владивостока. Сегодня она отмечает свой 25-летний юбилей.

Первый магазин открылся 15 февраля в Санкт-Петербурге — тогда это было на удивление всех покупателей за счет нового подхода к работе. Будущая торговая сеть тогда предлагала покупателям то, что ранее было недоступно: разные товары были собраны в одном магазине, имели сертификаты качества, просрочки исключались, а низкие цены — гарантированы. И для этого не нужно было ехать далеко на оптовый рынок или базу: всё было в непосредственной близости от жилых домов. Благодаря высоким стандартам обслуживания и внимательному отношению к качеству представленных товаров ритейлер завоевал доверие и любовь покупателей, и уже в 2001 году сеть пришла в Москву.

К 2010 году число магазинов достигло 1 000, активно стали запускаться новые регионы. Любопытный факт: в 2016 сеть побила мировые рекорды по скорости роста в форматах «продовольственный дискаунтер» и «магазин у дома». Сегодня в нашей стране работают уже более 21 000 магазинов от Калининграда до Владивостока, включая даже небольшие посёлки на Крайнем севере и за Полярным кругом.

Компания — это всегда люди

Плюсом ритейлеров является и тот факт, что они становятся крупнейшими работодателями. Не исключение и одна из самых популярных торговых сетей — ее штат насчитывает более 230 тысяч человек, каждый из которых вносит вклад в развитие компании, ежедневно обеспечивая 18 млн покупателей самыми нужными, свежими и качественными продуктами. С особым вниманием сеть относится к тем, кто прошел этот путь в 25 лет вместе с ней: к юбилею ритейлера такие сотрудники получат в благодарность за труд крупные дополнительные премии, а также для них установят дополнительную скидку на покупки в магазинах сети на все время их дальнейшей работы.

«Это четверть века трансформаций, чтобы стать лучше, удобнее, современнее, технологичнее для людей. Мы по-прежнему верны главному принципу — дать покупателям низкие цены на качественные и свежие продукты. Вместе с нами выросло целое новое молодое поколение, мы были вместе с нашими гостями все эти годы, как в масштабах отдельных семей, так и целой страны. Безусловно, все это было бы невозможно без надежного тыла, наших сотрудников. Команда растет, растут люди внутри, но каждый ежедневно прикладывает максимум усилий, чтобы покупатели возвращались к нам вновь и вновь», — прокомментировал генеральный директор торговой сети «Пятёрочка» Владислав Курбатов.

Технологии и диджитал

Безусловно, за 25 лет технологии и тренды в потребительском поведении и дизайне сильно изменили российский ритейл. Проще и удобнее с каждым годом становится шопинг. «Под капотом» у ритейлера — передовые технологии, и это не только внешние изменения для покупателей, но и автоматизация операционных процессов на всех стадиях, которые проходит товар с момента закупки и до поступления на полку магазина. Система бесконтакной приёмки обеспечивает разгрузку товаров без прямого участия персонала в магазине днем и ночью, а электронное складское оборудование (электро-рохли) облегчает сложную разгрузку и позволяет разгружать автотранспорт, который не может подъехать вплотную к магазину. Каждый пятый магазин сегодня оборудован кассами самообслуживания собственной разработки Х5 Group, на которые приходится более 40% трафика. А в прошлом году Х5 запустила крупнейший в мире сервис оплаты с помощью улыбки — он доступен более чем на 15 000 кассах самообслуживания сети.

Торговая сеть покоряет и онлайн-пространство. Мобильным приложением ее активно пользуются более 15 млн человек ежемесячно. С 2019 года сеть активно развивает экспресс-доставку, а оформить заказ можно также в мобильном приложении либо через наиболее известные и популярные агрегаторы. Воспользоваться такой возможностью могут порядка 94 млн человек — жители более чем 1300 населенных пунктов — как в мегаполисах, так и в маленьких городках и посёлках.

Приложение открывает доступ к обширным возможностям программы лояльности, одной из самых масштабных на рынке. Более 60 миллионов покупателей имеют карту лояльности торговой сети — это почти каждый второй россиянин. Только за 2023 год пользователи получили свыше 1 миллиарда персональных коммуникаций, чтобы они всегда могли сэкономить и найти самое вкусное и нужное по специальной, выгодной цене.

Эпоха собственных торговых марок

Еще один тренд, который принесли с собой торговые сети у дома — собственные торговые марки (СТМ). Так, например, одним из популярных вариантов стала «Красная цена». Это лидер по узнаваемости и объёму продаж среди всех собственных торговых марок (СТМ) в России за счёт доступности и качества товаров. Несмотря на то, что товары марки — первые по цене, в мобильном приложении у них рейтинг ничуть не уступает брендам: сливки питьевые, масло сливочное 72,5%, какао-порошок, сыры «Голландский» и «Российский» получили высшую оценку — 5 баллов. Сегодня собственные и эксклюзивные марки уверенно занимают полку, являясь дифференциатором и генератором трафика в сеть. Доля СТМ в розничном товарообороте в 2023 году достигла 24%, то есть каждый четвертый рубль в чеке наших покупателей приходится на СТМ. Это очень высокий показатель для рынка — в среднем для сетей он сохраняется на уровне 12–13%, согласно внешним исследованиям.

Уделяя большое внимание качеству своих товаров, торговая сеть была удостоена премии Правительства РФ в области качества по итогам 2023 года, став единственным представителем ритейла среди новых лауреатов.

Ещё в 2013 году они начали менять собственную концепцию, сделав большой фокус на свежесть. Поэтому одно из наиболее заметных изменений последних лет — готовая еда, свежая выпечка и горячий кофе в ассортименте магазинов. Сегодня пекарнями оборудованы свыше 9 тысяч магазинов, а кофе-машины есть в более чем 5,5 тысяч магазинов. За 4,5 года (с момента запуска магазинов с сервисом кофе) россияне приобрели свыше 63 млн кружек готового кофе общим объемом свыше 16 380 кубометров — этого хватило бы для наполнения более 7 олимпийских бассейнов. Важно отметить, что по итогам 2023 года именно торговая сеть стала самым популярным местом приобретения готовой кулинарии у россиян на рынке ритейла и HoReCa.

Компания внимательно следит за потребительскими настроениями. Пандемия, вызовы новой реальности скорректировали ключевое ценностное предложение (CVP) сети, усилив фокус на возможностях предоставления выгодных цен. Это стало возможным за счёт пересмотра многих бизнес-процессов, оптимизации ассортимента на 15%, перевода части промо в формат «Каждый день низкая цена» (EDLP) и многих других инициатив. Вместе с этим было принято решение вернуть легендарный слоган, который максимально точно доносит ценностное предложение — что сеть выручает выгодными ценами, скидками и акциями.

Эко- и социальные инициативы

В рамках стратегии устойчивого развития ритейлера активно реализуются различные социальные и экологические инициативы. Оказывать поддержку нуждающимся адресно и системно сети позволяет совместная работа с благотворительными фондами и профильными организациями. Почти за 9 лет существования проекта «Корзина доброты» помощь получили свыше 700 тысяч благополучателей, а еще более 70 тысячам нуждающимся сеть помогла за последние 1,5 года благодаря развитию проекта фудшеринга.

«Островок безопасности», реализуемый совместный с поисково-спасательным отрядом «ЛизаАлерт» и Центром поиска пропавших людей, уже помог вернуться к близким более 5 тысячам потерявшихся и дезориентированных людей. Почти 300 человек среди них — дети.

С 2014 года торговая сеть также перечисляет средства, вырученные от продажи «Конфеты доброты» в фонд «Линия жизни». Благодаря этому как минимум 209 тяжелобольных детей получили адресную помощь.

Помимо прочего, торговая сеть продолжает развивать проект «Центры местного сообщества» для возрождения культуры добрососедства и взаимопомощи. Это действующие на базе магазинов площадки для реализации разнообразных социальных и культурных инициатив сотрудников магазинов и местных неравнодушных жителей: некоммерческих организаций, творческих коллективов, школ, культурных центров, социальных предпринимателей и т. д. Идея состоит в том, чтобы при помощи проекта объединить людей, живущих на одной территории вокруг проектов разного масштаба. За последние 3 года количество таких центров увеличилось до 1 350 в 32 регионах страны, их активными участниками стали более 9 миллионов человек. А среди сотрудников набралось более 16 тысяч волонтёров, поддержавших проект делом.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах