Обучение в колледжах становится все популярнее. Кто-то идет туда учиться, чтобы не сдавать ЕГЭ для поступления в университет: так можно значительно сэкономить время, нервы и деньги на репетиторов. А после колледжа тоже можно поступить в вуз, по внутренним экзаменам университета. Другие же хотят быстрее получить профессию и пойти работать, чтобы не сидеть на шее у родителей.
Какие профессии самые востребованные и высокооплачиваемые? Какие оценки должны быть в аттестате, чтобы поступить в хороший колледж? Сколько зарабатывают выпускники? На вопросы aif.ru ответила пресс-служба Минпросвещения России.
Сколько в России колледжей и как быстро можно пойти работать после учебы?
Всего в стране функционирует более 3,5 тыс. колледжей, из них более 1,2 тыс. реализуют программы «Профессионалитета» (когда колледжи и предприятия региона объединяются в образовательно-производственные центры по отраслям экономики — прим. ред.)
Программы обучения составляют в среднем от 2 лет 10 месяцев до 3,5 лет. Есть даже программы, рассчитанные на 1 год 10 месяцев, после этого можно идти работать.
Сколько выпускников школ идут в колледжи?
Как старт карьерного пути колледжи выбирают 62,5% выпускников 9 классов. То есть система СПО (среднего профессионального образования) охватывает практически половину (48%) от всего населения страны в возрасте 15-19 лет.
В систему приходят ребята со средним баллом аттестата 4, а по некоторым специальностям — 4,9. (Это четверки и пятерки в аттестате по всем предметам. Разумеется, есть направления не слишком популярные, куда можно поступить и с тройками — прим. ред.)
Выпускники по каким специальностям самые востребованные среди работодателей?
Самыми востребованными выпускниками становятся специалисты технических направлений. Такие профессионалы нужны, например, в отрасли железнодорожного транспорта, авиации, химической промышленности. По ряду направлений уровень занятости достигает 90%, это в том числе «Эксплуатация беспилотных авиационных систем», «Слесарь-монтажник судовой», «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство», «Металлургия черных и цветных металлов», «Химическая технология органических веществ» и другие. В социальной сфере высоко востребованы выпускники по педагогическим специальностям и здравоохранению, в этом случае доля занятых на рынке труда также составляет порядка 90%.
Каков уровень зарплат выпускников колледжей?
Заработная плата зависит от региона трудоустройства. В среднем по стране это 48 тыс. руб. В Дальневосточном федеральном округе этот уровень больше, 61 тыс. руб., немного больше получает выпускник в Москве — 63 тыс. руб. Самые высокооплачиваемые — специальности в сфере горного дела, авиации. Выпускники спустя несколько лет по таким специальностям зарабатывают до 270 тыс. руб.
Как решается проблема с заменой устаревшего оборудования в колледжах, вопрос с кадрами?
В 2021 году система среднего профессионального образования столкнулась с рядом вызовов: дефицит кадров на предприятиях, морально устаревшее оборудование в техникумах и колледжах, недостаточное материально-техническое обеспечение, слабая практическая подготовка педагогов и мастеров производственного обучения и перекос профессиональных образовательных программ в сторону гуманитарного профиля. Около 70% колледжей не имели четкой отраслевой принадлежности, что вело к подготовке кадров без учета реальных потребностей рынка труда.
Для решения этих проблем в 2022 году стартовал федеральный проект «Профессионалитет». Министерством совместно с работодателями разработало концепцию проекта, его ключевой идеей стало создание кластеров «Профессионалитета», где для решения задач по подготовке резерва квалифицированных рабочих объединяются силы реальных предприятий и региональных органов исполнительной власти. В 2024 году уже открыто 370 кластеров «Профессионалитета» по 24 отраслям экономики в 79 субъектах РФ.
Министерство осуществляет грантовую поддержку кластеров для развития их инфраструктуры. Общий объем государственного софинансирования за 3 года реализации проекта составил 3 к 1. «Один» здесь — это материальная помощь предприятий-партнеров и региональной власти. Благодаря этому в колледжах начали проводить капитальные ремонты и закупать новое оборудование. Современное оснащение материально-технической базы кластеров и внедрение практико-ориентированных программ помогло привлечь к системе среднего профессионального образования действительно заинтересованных в получении профессии абитуриентов.
Таким образом «Профессионалитет» преобразовал принципы системы СПО и заложил в основу управления колледжами отраслевой подход, изменивший и образовательные технологии, и содержание обучения.
Пересмотр образовательных программ совместно с работодателями, интенсификация образования и упор на практическую подготовку позволили сократить сроки обучения и повысить уровень практической подготовки.
С 2025 года модернизация системы СПО продолжится, включая капитальный ремонт более 2,5 тыс. учебных корпусов и общежитий, а также создание свыше 3 тыс. современных лабораторий, что значительно улучшит условия для обучения и подготовки специалистов.